Публичный отчет за 2021/2022 учебный год

В течение 2021/2022 учебного года работа педагогического коллектива  учреждения образования была направлена на достижение поставленной цели: создание условий для совершенствования образовательного пространства школы, обеспечивающей развитие субъектов образовательного процесса в условиях формирования личностно-профессиональных компетенций  педагогов и личностно-учебных компетенций учащихся.

Основными задачами являлись:

продолжение  работы по созданию условий для реализации личностных творческих способностей одаренных и высокомотивированных учащихся за счет повышения эффективности учебных и факультативных занятий в условиях допрофильной подготовки и профильного обучения, исследовательской деятельности, посредством участия в творческих и интеллектуальных конкурсах;

продолжение  работы по повышению качества образования  школьников путем создания комфортных условий для развития индивидуальных особенностей каждого ребенка, формирования здорового образа жизни     и соблюдения санитарных правил и норм при организации образовательного процесса;

повышение профессиональной  компетентности педагогов путем непрерывного образования                         и самообразования, повышение качества методической работы, распространение педагогического опыта               и повышение квалификации через формирование позитивной профессиональной установки;

повышение эффективности педагогического взаимодействия с семьей, развитие  партнерских  отношений    с социумом для защиты прав и законных интересов учащихся, профилактики возникновения суицидального риска, совершения преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних через систему социальной, воспитательной и идеологической работы;

развитие  и укрепление материально-технической базы, предметно-развивающей среды и научно-методического обеспечения учреждения образования для создания комфортных, здоровых и безопасных условий для всех участников образовательного процесса через активизацию работы по развитию внебюджетной деятельности.

В 2021/2022 уч. г. в учреждении образования действовало 30 классов, обучалось 694 учащихся (Справочно: в 2020/2021 учебном году – 683 учащихся). На 1 ступени – 13 классов (327 учащихся), на II-III ступени –            17 классов (367 учащихся). Учебные занятия были организованы в две смены. Во вторую смену обучалось три   3-х класса (76 учащихся). Организована работа 6 групп продленного дня (196 учащихся). Охват  учащихся ГПД составил 78,1 % от общего числа учащихся начальных классов. На протяжении последних лет отмечается стабильность количественного состава группы продлённого дня, полное удовлетворение запросов родителей. Для трех учащихся было организовано обучение на дому (в 1 классе, 2 классе, 3 классе, 8, 11 классах).

В 4 «Б» классе образовательный процесс осуществлялся по программе общего среднего образования           и по программе специального образования для детей с трудностями в обучении (работал учитель-дефектолог Жданюк К.В.)

В школьном пункте коррекционно-педагогической помощи занималось 71 учащихся, работали                  три учителя-дефектолога два с высшей   квалификационной категорией и молодой специалист без категории (Маринич В.Л., Крицкая Е.К., Жданюк К.В. (молодой специалист).

В 2021/2022 учебном году образовательный процесс в учреждении образования осуществляли 63 педагога, из них 58  (92,2%) имеют высшее и 7 (11%) среднее специальное образование. Педагогический стаж до  5 лет имеют 5 педагогов (7,8%), от 5 до 10 лет – 7 (10,9%), от 10 до 15 лет –1  (1,6%), от 15 лет и более – 51 педагог (79,7%).

Высшую категорию имеют 24 педагогов (38%), первую – 30 (47,6%), вторую – 3 (4,76%), не имеют квалификационной категории 5 педагогов (7,93%).

Кадровый состав педагогического коллектива стабильный, значительного движения кадров не отмечается.

В учреждении образования согласно приказу работала аттестационная комиссия, согласно перспективному плану аттестации педагогических работников на период с 2020 по 2025 годы, плану работы аттестационной комиссии на 2021/2022 учебный год. Обеспечивалось ведение протоколов заседаний аттестационной комиссии, изданы приказы о проведении аттестации, присвоении квалификационных категорий.  Разработаны                       и утверждены графики проведения аттестации, программы изучения деятельности аттестуемых педагогов. Оформлены аттестационные материалы (заявления аттестуемых, журнал регистрации заявлений об аттестации, протоколы заседаний аттестационной комиссии, характеристики аттестуемых педагогов, аналитические материалы по изучению деятельности аттестуемых).

В 2021/2022 учебном году согласно плану аттестации выдано 3 направления на квалификационный экзамен для прохождения аттестации на высшую категорию на базе МОИРО: учитель обслуживающего  труда Жданюк Н.А,  учитель технического труда Карпач И.А., учитель белорусского языка и литературы Грудинова Т.В.,  приглашение на экзамен получила Грудинова Т.Н. (экзамен сдан 07.04.2022) Кроме того, повысили  квалификационную категорию:  Котолосова Ю.В., учитель руссского языка и литературы (II квалификационная категория), Близнюк Ю.С., воспитатель группы продлённого дня (I квалификационная категория), Хвесько С. В., учитель белорусского языка и литературы (I квалификационная категория), Шандор П.Д., учитель английского языка (I квалификационная категория).

 (Справочно:в 2020/2021 учебном году согласно плану аттестации было аттестовано 3 педагога  на высшую категорию).

В 2021/2022 учебном году 25 педагогов  прошли повышение квалификации на базе МОИРО, АПО,  БГУФиК (Справочно:в 2020/2021 г. – 17, в 2019 г. – 26), в том числе в дистанционной форме – 4.

Организация управления учреждением образования осуществляется в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Республики Беларусь, Устава учреждения образования, коллективного договора, правил внутреннего трудового распорядка.

Администрацией школы в деятельности по управлению учреждением образования обеспечивалось взаимодействие с органами самоуправления, в том числе с Советом школы, педагогическим советом, попечительским советом, родительским комитетом. В учреждении образования на начало учебного года издан приказ о создании совета, его состава. Разработан   и утвержден план работы совета.

Заседания педагогического совета проводились 1 раз в четверть   в соответствии с годовым планом работы школы. Тематика педагогических советов была разработана на основе программы развития учреждения образования исходя из анализа работы за прошлый учебный год, актуальных вопросов современной системы образования и направлена на решение задач, поставленных на учебный год. Решения педагогических советов утверждены приказом директора школы с принятием управленческих решений.

В школе действовал родительский комитет и попечительский совет, деятельность которых была направлена на укрепление материально-технической базы, обеспечение качественной образовательной среды для обучения и воспитания учащихся. Попечительский совет и родительский комитет действовали                         в соответствии с нормативными правовыми документами.

Внутренний контроль разработан на 5 лет на основании перспективного плана работы, задач школы, проблем, осуществлялся в соответствии с планом и графиком. Согласно годовому плану внутренним  контролем были охвачены все основные направления работы учреждения образования.

В рамках внутреннего контроля посещались уроки учебных предметов «Биология», «Искусство», «Английский язык», «Русский язык», «Математика», воспитательные мероприятия, проводились контрольные работы, тестирование, анкетирование, анализ школьной документации (календарно-тематического планирования, ведения личных дел учащихся,  классных журналов, выполнения письменных работ учащихся       и др.).

По итогам контроля составлены аналитические справки, изданы приказы с принятием управленческих решений, вопросы рассмотрены на совещаниях при директоре, педагогических советах.

Выводы: анализ кадрового состава подтверждает наличие достаточного профессионального уровня педагогов для качественного осуществления образовательного процесса; в учреждении образования созданы необходимые условия для обеспечения непрерывного профессионального роста педагогов;

внутреннее руководство и контроль осуществляются системно в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

внутренний контроль носит плановый характер, направлен на корректировку результатов образовательного процесса.

Основные проблемы:

при наличии высокого профессионального уровня педагогов необходимо отметить  отсутствие учителей-методистов;

отсутствие достижений учащихся в заключительном этапе  республиканской олимпиады по учебным предметам.

Пути  решения: проведение членами администрации информационно-разъяснительной работы, направленной на своевременную аттестацию педагогов на получение звания «учитель – методист»;

организация эффективного образовательного пространства для высокомотивированных учащихся через системную работу  педагогов по  использованию передовых педагогических технологий и творческий подход      в обучении.

Организация и состояние образовательного процесса

Учебный план учреждения образования разрабатывается ежегодно на основе типового учебного плана     для учреждений общего среднего образования, утверждается руководителем по согласованию с учредителем.

При составлении учебного плана соблюдалется уровень недельной учебной нагрузки на ученика.               На основании учебного плана составлено расписание, которое соответствовало требованиям СанПин.

 Факультативные занятия были  организованы на основании образовательных потребностей учащихся         и родителей, заявлений законных представителей учащихся.

Образовательный процесс осуществлялся в режиме пятидневной учебной недели в 1-9 классах, в 10-11 классах – в режиме шестидневной учебной недели (проведение учебных занятий на повышенном уровне, факультативных занятий).

В шестой школьный организовывалось проведение  воспитательных мероприятий, физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы, занятий с высокомотивированными учащимися, занятий объединений по интересам, занятий кружков на платной основе.

В соответствии с учебными программами для общеобразовательных учреждений, инструктивно-методическими  письмами Министерства образования Республики Беларусь о преподавании учебных предметов  учителями  было скорректировано примерное календарно-тематическое планирование, рекомендованное Министерством образования Республики Беларусь.

В 2021/2022 учебном году итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования подлежали 55 выпускников 9-х классов, по завершении обучения и воспитания     на III ступени общего среднего образования – 26 выпускников 11 класса. Среди них – 4 претендента                    на награждение золотой медалью,  1 – награждение серебряной медалью, 7 – на получение свидетельств особого образца.

При организации образовательного процесса педагогами школы использовались активные формы               и методы обучения, элементы современных образовательных технологий, в том числе информационных.           На протяжении учебного года активно использовались  возможности лингафонного кабинета, кабинета интерактивного обучения, проводились уроки с использованием электронных образовательных ресурсов (проведено 1205 уроков с использованием ЭСО и ЭОР).

Факультативное обучение было организовано по различным направлениям (естественно-математическому, гуманитарному, спортивному, воспитательному, профориентационному). При этом учитывались образовательные запросы учащихся и их родителей, обеспечивалась преемственность по учебным годам.

Организация факультативного обучения осуществлялась согласно программам, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь. Всего в 2021/2022 уч. г. на I ступени действовало                   36 факультативов, 325 учащихся (98,8%) (Справочно: в 2020/2021 уч. г. на I ступени действовало                        49 факультативов, 317 учащихся (98,8%),  в 2019/2020 уч. г. – 38 факультативов, 256 учащихся, охват – 86,5%); на 2-3 ступени – 22 факультатива, 229 уч-ся (63,3%), в  2018/2019 уч. г. – 21факультатив (78%).

Общий охват факультативными занятиями в 1-11 классах  в 2021/2022 учебном году составил 65,8% (458чел.) (Справочно:в 2020/2021 уч.году - 81,1% (546 чел.), в   2019/2020 уч.г. – 82,3%).

Организация допрофильной подготовки на II ступени была направлена на формирование у учащихся осознанного выбора направления дальнейшего профильного обучения. С этой целью продолжалось в 7Б и 7В классах изучение на повышенном уровне английского языка, в 8-ых классах было организовано изучение математики и русского языка на повышенном уровне, в 9Б  классе продолжалось изучение математики                на повышенном уровне.

В 2021/2022 учебном году в соответствии с нормативными правовыми документами в школе было организовано профильное обучение в 10-11 классах с изучением предметов на повышенном уровне по физико-математическому, гуманитарному (русский язык, английский язык), обществоведческому направлениям (модель 2).

Анализ результативности обучения учащихся 10-11 профильных классов по итогам 1-2 четвертей рассмотрен педагогическом совете  (Протокол № 2  от 29.12.2022).

В период проведения самоконтроля с целью определения результативности образовательного процесса были проведены контрольные работы по учебным предметам «Математика», «Белорусский язык», «Русский язык» в 3-4 классах; по  учебным предметам «Математика» – в 8,9,11 классах, «Физика» – в 10  классах, «Информатика» – в 9 классах, «Химия» – в 10 классе. По результатам контрольных работ 87 учащихся (23%) имели высокий уровень учебных достижений, 141 (37%) – достаточный, 102 (27%) – средний, 49 (13%) – удовлетворительный, низкий уровень отсутствовал. Средний балл  по учреждению образования по результатам контрольных работ составил 6,9.

Работа с высокомотивированными учащимися проводилась согласно индивидуальным планам, графикам. Данные банка одарённых детей дважды в год обновлялись, проводился анализ преемственности, успешности выступления учащихся в предметных олимпиадах, конкурсах исследовательского характера, турнирах. Вопросы  результативности работы  с высокомотивированными учащимися рассматривались в рамках совещаний               при директоре Протокол № 3  от 28.10.2021, Протокол № 4 от 30.11.2021, Протокол № 6  от  25.01.2022, Протокол № 10  от 27.05.2022  с выделением проблем  и путей  их решения, определением дальнейших перспектив.

С целью результативной подготовки учащихся к республиканским олимпиадам использовались возможности факультативного обучения,  стимулирующих занятий, проводились занятия «Школы олимпийского резерва» в каникулярный период.

В  2021/2022  уч. г. во втором этапе олимпиады младших школьников «Талантливые дети» по учебным предметам приняли участие 29 учащихся 3-4 классов. Результативность выступления – 9 призовых мест (31%), 18 дипломов (62%) (Справочно: в 2020/2021  уч. г. в районной олимпиаде младших школьников приняли участие 23 учащихся 3-4 классов. Результативность выступления - 10 призовых мест (43,5%), 17 дипломов,  в 2019/2020 уч. г. количество участников – 22, количество призовых мест – 12 (54,5%), количество дипломов – 19;                      в 2018/2019 уч. г. количество участников – 20, количество дипломов – 7 (35%))

Анализ результативности выступления младших школьников во втором этапе олимпиады      «Талантливые дети» свидетельствует о системной и целенаправленной работе педагогов начальной школы                                    с высокомотивированными учащимися.

В  2021/2022  учебном году  во втором  этапе республиканских олимпиад по учебным предметам  приняло участие 37 учащихся 8-11 классов, из них 17 учащихся (46 %) заняли призовые места.

В 2021/2022 учебном году в третьем этапе республиканских олимпиад приняли участие 3 учащихся           по трем учебным предметам («Русский  язык», «Информатика», «Трудовое обучение. Обслуживающий труд»). По итогам третьего  этапа республиканской  олимпиады  1 ученик  стал  призером – диплом  III степени              по учебному предмету «Русский язык» (Справочно: в 2020/2021 учебном году  2  ученика стали  призерами (66,7%): дипломы 3 степени по учебным предметам «Русский язык», «Физическая культура и здоровье»,               в 2019/2020 учебном году  – количество участников – 8, количество призеров – 1).

В 2021/2022 учебнм году в районной  олимпиаде учащихся  II ступени  участвовало 44 учащихся по всем учебным предметам. Процент участников от количества учащихся 5-8 классов составил 14 %. Количество призовых мест – 18 (51,4%): 1 место – 7, 2 место – 2, 3 место – 9. (Справочно: в 2020/2021  учебном году               во втором  этапе республиканских олимпиад по учебным предметам  приняло участие 35 учащихся 8-11 классов, из них 18 учащихся (51,4 %) заняли призовые места.

С целью расширения и углубления знаний обеспечивалось участие высокомотивированных учащихся          в дистанционных олимпиадах по учебным предметам. В 2021/2022 учебном году  количество участников  дистанционных олипиад  на II  и III ступенях  15: 3 диплома первой степени (20%),  3 диплома второй степени (20%) и 2 диплома второй степени (10%), что составило 53,3%.  (Справочно: в 2018/2019 учебном год.                  В дистанционных олимпиадах принял участие 21 учащийся 4 классов, количество призовых мест – 9 (42,8%).             В 2020/2021 учебном году  количество участников дистанционных олимпиад на 2-3 ступени – 6, количество дипломантов – 4 (66,7%).

Ежегодно учащиеся школы принимали  участие в Международном онлайн-конкурсе по информатике           и вычислительной логике «Бобер».  В 2021/2022 учебном году количество участников – 123, количество дипломов – 63 (51,2%). (Справочно: в 2020/2021 учебном году  количество участников – 119, количество дипломов – 60 (50,4%).

В 2021/2022 учебном году  по результатам участия в Российской интернет-олимпиаде школьников по физике, проходившей на базе Санкт-Петербургского государственного университета, 8 учащихся 8-11 классов  награждены дипломами (Справочно:  в 2020/2021 учебном году – 7 дипломов, в 2019/2020 учебном году  –              7 дипломов).

Одним из приоритетных направлений работы с одарёнными учащимися является организация исследовательской деятельности.

В 2021/2022 учебном году в  районном фестивале младших школьников «Я – исследователь» приняли участие 3 учащихся, двое из них отмечены дипломам II и один III степени.

В 2021/2022 учебном году  в районном конкурсе  работ  исследовательского  характера «Дерзайте, вы талантливы!» приняли 10 учащихся по 8 учебным предметам: диплом I степени – английский язык, химия, физика; диплом II степени – белорусский язык, биология; диплом III степени – история, математика.

(Справочно: в 2019/2020 учебном году учебном году в районном конкурсе работ исследовательского характера  «Дерзайте, вы талантливы!»  приняли участие 6 учащихся по 5 учебным предметам,  4 учащихся  отмечены дипломами различных степеней).

В 2021/2022 учебном году  в очном этапе конкурса работ исследовательского характера (конференции) учащихся Минской области приняли участие 2 учащихся по учебным предметам: «Математика», «Физика», один учащийся отмечен дипломом III степени , учитель Шалик А.А. В 2021/2022 учебном году обеспечивалось участие в XXVI республиканском конкурсе  работ исследовательского характера по учебным  предметам «Физика» (учитель Шалик А.А.), «Химия» (учитель Жигало С.В.), «Информатика» (учитель Калько М.Н.).  обеспечивалось участие в областном этапе республиканского конкурса научно-технического творчества учащейся молодёжи «ТехноИнтеллект» - диплом I степени  в секции «Техническое конструирование» (учитель Шалик А.А.). (Справочно: в 2020/2021 учебном году в очном этапе конкурса работ исследовательского характера (конференции) учащихся Минской области приняли участие 4 учащихся по учебным предметам:«Английский язык», «Белорусский язык», «Русский язык», «Химия». Один учащийся отмечен дипломом ІІ степени по учебному предмету «Химия», учитель Жигало С.В.); в  2019/2020 уч. г. обеспечивалось участие в республиканском конкурсе работ исследовательского характера (конференции). Результативность участия – диплом 2 степени в секции «Физика» (учитель Шалик А.А.), в областном этапе республиканского конкурса инновационного и технического творчества учащейся молодежи «Hi-Teach» - диплом III степени (учитель Калько М.Н.), в  областном этапе Республиканского  конкурса научно-технического творчества учащейся молодёжи «ТехноИнтеллект - дипломы 1 и 3  ст. (учителя Шалик А.А., Карпач И.А.), диплом 2 ст.       в XIII международной научно-практической конференции «Великая Отечественная война 1941-1945 годов          в исторической памяти народа» (учитель Милишкевич Н.П.).

2021/2022 учебном году школьная команда стала дипломантом III степени IX областного мини-турнира юных математиков (руководители Дудкова В.К., Уласень Н.И.), дипломантом I степени XII областного турнира юных химиков (руководитель Жигало С.В.), дипломантом III степени областного турнира юных физиков (руководитель Шалик А.А.). (Справочно:2020/2021 учебном году  школьная команда стала дипломантом III степени VIII областного мини-турнира юных математиков (руководители Дудкова В.К., Уласень Н.И.), дипломантом II степени областного турнира юных химиков (руководитель Жигало С.В.).

Вопросы результативности исследовательской деятельности учащихся рассмотрены на совещании           при директоре Протокол № 5  от 30.12.2020 с определением  проблем  и путей  их решения, дальнейших перспектив.

В 2022/2023 учебном году 1 учащийся 10 класса  прошёл  отбор  и будет обучаться  в учреждении образования «Национальный детский технопарк» по образовательному направлению «Информационные              и компьютерные технологии» на октябрьской смене (05.10.2022 – 28.10.2022).

В  2021/2022  учебном году 4 учащихся подавали заявки на обучение в Национальном детском технопарке, двое из них прошли обучение по оброзовательным направлениям   «Зелёная химия» и «Информационные             и компьютерные технологии».

В 2021/2022 учебном году принимали участие в страноведческой олимпиаде –  диплом III  степени, шекспировские чтения принесли ребятам диплом I степени.

Особое внимание в учреждении образования уделялось  вопросам итоговой аттестации учащихся, объективности выставления текущих  и итоговых оценок.

Анализ итогов сдачи экзаменов в 2021/2022 учебном году показал, что  годовые отметки учащихся подтверждены. Высокий и достаточный уровень имеют от 93% до 100% учащиеся 11 класса, от 61% до 75% учащиеся 9 классов. 4 учащихся окончили   школу с  золотой  медалью, 1учащийся – с серебряной медалью;            7 учащихся 9 классов награждены свидетельствами особого образца.

(Справочно: по итогам сдачи экзаменов в 2020/2021 учебном году годовые отметки учащихся подтверждены, а в некоторых случаях повышены.  Учащихся, которые сдали экзамены на высоком                      и достаточном уровнях в 2020/2021 увеличилось .  По белорусскому языку  - 93%,  2019/2020 уч.г. – 92%,            по русскому языку- 100%, 2019/2020 уч.г. – 94%. Положительная динамика наблюдается по учебному предмету «Математика» на повышенном уровне – 100%,  2019/2020 уч.г .- 96%, на базовом уровне – 94%,              2019/2020 уч.г. – 89%., по учебному предмету «Английский язык»  на базовом уровне – 100%, 2019/2020 уч.г. – 84%).

Результативность обучения подтверждается итогами сдачи централизованного тестирования, поступлением выпускников.

В 2022 году по иотогам ЦТ двое выпускников по белорусскому языку показали результат 92 и 98 баллов, по русскому языку – 96 и 98 баллов, по английскому языку – 97 баллов.

(Справочно: в 2021 году по итогам сдачи ЦТ 3 выпускников набрали от 90 до 95 баллов (2 учащихся            по двум предметам набрали от 90до 95 баллов);   в 2020 году -7 выпускников, в 2019 г. 2 выпускника набрали    90 баллов).

В 2021/2022 учебном году средний балл аттестата об общем среднем образовании  составил 8,8 балла. Самый высокий балл – 9,9, самый низкий – 6,9.

(Справочно: средний балл аттестата об общем среднем образовании в 2020/2021 учебном году составил 8,7 балла. Самый высокий балл –9,7, самый низкий –6,8. Средний балл аттестата об общем среднем образовании в 2019/2020 учебном году составил 8,7 балла. Самый высокий балл –9,7, самый низкий –7,2.)

В 2021/2022 учебном году из 26 выпускников 11 класса  поступили в учреждения высшего образования      19 (73,1%), учреждения среднего специального образования 7 (26,9%).

(Справочно: в 2020/2021 учебном году из 27 выпускников 11 класса поступили в учреждения высшего образования 21 (77,8%),учреждения среднего специального образования – 4 ( 14,8 %), курсы – 1, (3,7%);                1 выпускник  (3,7%) (оформлен как индивидуальный предприниматель по профилю «Ремесленное дело».                В 2019/2020 учебном году из 43 выпускников 11-х классов поступили в учреждения высшего образования            36 (83,7%), среднего специального образования – 6 (14,0%), профессионально-технического образования – 1(2,3%).

В 2021/2022 учебном году из 55 выпускников 9 классов  поступили  в учреждения среднего специального образования 11 (20,0%), учреждения профессионально-технического образования – 5 (9,1%), 10 класс –              39 (70,9%).

(Справочно: в 2020/2021 из 62 учащихся 9 классов поступили  в учреждения среднего специального образования 16 (25,8%), учреждения профессионально-технического образования – 10 (16,1%), 10 класс –          36 (58,1%). В 2019/2020 из 56 учащихся 9 классов поступили  в учреждения среднего специального образования 19 (33,9%), профессионально-технического образования –7 (12,5%), 10 класс –  30 (53,6%).

С целью успешного  профессионального самоопределения выпускников в 2021/2022 учебном году продолжалось сотрудничество школы с БГПУ им. М. Танка. Согласно договору о сотрудничестве был открыт   10 педагогический класс (6 учащихся), продолжал работу 11 педагогический класс (7 учащихся), из них поступила в БГПУ им М.Танка 1 выпускница (14,3%).

(Справочно: в 2020/2021  была открыта  педагогическая группа в 10 классе из 8 учащихся,  педагогическая группа  11 класса – 9 учащихся, из них   поступили в учреждения высшего образования на педагогические специальности  5 выпускников (55%), в 2020 г. из 14 выпускников – 3 (21,4%).

Организация профориентационной работы с учащимися 9, 11 классов включало  проведение встреч              с работниками Клецкого РОВД,  РОЧС, представителями  Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники, Новогрудского торгово-экономического колледжа, Копыльского  государственного колледжа, Дзержинской пограничной воинской части, участие школьников в Дне открытых дверей в Клецком СПЛ.

Выводы:в учреждении образования создана необходимая  образовательная среда, способствующая успешному обучению, воспитанию и развитию  учащихся;

учителями обеспечивается выполнение требований нормативных правовых документов, методических рекомендаций Министерства образования Республики Беларусь по организации образовательного процесса, повышению уровня обученности и качества знаний учащихся;

         отмечается положительная динамика результативности выступления учащихся I ступени в районных олимпиадах младших школьников,  учащихся III ступени в республиканских олимпиадах по учебным предметам, конкурсах работ исследовательского характера, предметных турнирах.

         Основные проблемы:

         низкий уровень мотивации учащихся к изучению отдельных предметов;

         недостаточная результативность выступления школьников во втором и третьем этапах республиканской олимпиады по учебным предметам;

         отсутствие результативности выступления учащихся  в республиканских олимпиадах и конкурсах исследовательского характера по истории, белорусскому языку, английскому языку, биологии, географии. 

Пути решения: систематическое проведение педагогами поддерживающих занятий, способствующих устранению трудностей в обучении, повышению качества знаний учащихся;

         обеспечение качества допрофильного и профильного обучения;

         обеспечение профессионально ориентированной направленности  профильного обучения;

         проведение системной и целенаправленной работы по обеспечению результативной подготовки учащихся                   к республиканским олимпиадам и конкурсам исследовательского характера, использование с этой целью возможностей факультативного обучения, проведение стимулирующих занятий, занятий «Школы олимпийского резерва» в каникулярный период,  взаимодействие и сотрудничество с БГПУ им. М.Танка;

использование современных образовательных технологий, в т.ч. информационных, активных форм и методов обучения; 

         обеспечение участия педагогов в тематических семинарах по вопросам работы с одарёнными учащимися на базе МОИРО, АПО, БГПУ им. М.Танка;

         проведение профориентационной работы, направленной на формирование у учащихся потребности                       в расширении и углублении знаний по учебным предметам с целью получения профессий, востребованных        на современном рынке труда.

Организация работы с педагогическими кадрами

         Методическая тема учреждения образования в 2020/2021 учебном году: методическое сопровождение деятельности педагогов на основе компетентностного  подхода в организации образовательного процесса, способствующее  обеспечению качества образования.

         Структура методической службы представлена методическим советом, 8 методическими объединениями (учителей-предметников физико-математического, естественно-географического, художественно-эстетического, филологического, лингвистического, физкультурно-спортивного направлений,  учителей начальных классов, методическим объединением классных руководителей).

         Координирующую роль в реализации основных направлений методической работы учреждения образования выполнял методический совет. Был составлен и реализовывался план работы методического совета. В план работы методического совета было включено рассмотрение вопросов организации работы с высокомотивированными учащимися, профориентационной работы, использования современных образовательных технологий, в т.ч. информационных, изучения результативности работы педагогов в рамках аттестации, организации работы с молодыми педагогами, анализа результативности образовательного процесса, организации и проведения смотров кабинетов, конкурсов профессионального мастерства. Заседания методического совета проводились 1 раз в четверть.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

         Руководителями методических объединений определялось проблемное поле, составлены планы работы. При проведении заседаний методических объединений сочетались теоретическая и практическая части.

         В 2021/2022 учебном году  в учреждении образования работало 4 молодых педагога (учитель английского языка Самохвал Е.В., учитель математики Сукач В.В., учитель-дефектолог Жданюк К.В., учитель физической культуры и здоровья Шейко В.В.). Организация работы с молодыми педагогами осуществлялась в соответствии с «Положением о школе молодого учителя», планом работы «Школы молодого учителя». За молодыми учителями были закреплены опытные педагоги с высшей  квалификационной категорией (учитель английского языка Галицкая Т.А., учитель математики Игнатьева З.А., учитель дефектолог Крицкая Е.К.,  учитель физической культуры и здоровья Салата Д.В.).

         Вопросы результативности работы с молодыми учителями рассматривались  в рамках заседаний методического совета, совещаний при директоре.

         Педагоги учреждения образования являлись активными участниками районных методических объединений, конференций, семинаров.     

         В 2021/2022 уч. г.  педагоги учреждения образования принимали  участие в районных методических объединениях (в дистанционной форме) учителей истории, белорусского языка и литературы, русского языка и литературы, иностранного языка, математики, физики, информатики, биологии, географии, искусства, физической культурыи здоровья, химии, допризывной и медицинской подготовки, начальных классов                   с представлением опыта работы.

         Активизации профессиональной деятельности, формированию потребности в личностном росте способствовало участие педагогов в областных семинарах и вебинарах  на базе МОИРО.

         Ежегодно учителя принимали  участие в областном конкурсе для педагогов «Педагогическая IT-мозаика». В 2021/2022 учебном году 6 педагогов приняли участие в конкурсе, но участие не было результативным.

         (Справочно: в  2020/2021 учебном году участие не было результативным. В 2019/2020 уч. г. – дипломII степени, учитель информатики Калько М.Н.).

         В 2020/2021 уч. г. заместитель директора по воспитательной работе Крикало Н.А. приняла участие               в районном  конкурсе виртуальных кабинетов по воспитательной работе. Однако данное участие также не было результативным.

         В  2020/2021 учебном  году педагоги школы принимали участие в дистанционных олимпиадах                  для педагогических работников, общее количество участников дистанционной олимпиады – 3, количество дипломов – 1 (учитель химии Жигало С.В.).             

         В учреждении образования работают районные ресурсные центры по начальному образованию,                  по учебному предмету «Химия», по основам безопасности жизнедеятельности. Согласно плану работы районных ресурсных центров педагогами школы проводились консультации, мастер-классы, семинары-практикумы для педагогов и учащихся района по актуальным вопросам обучения и воспитания.

         В школе 2 раза в год издаётся методический журнал «В поисках истины», где представлены материалы      из опыта работы педагогов, эффективной педагогической практики.

         Выводы: организация методической работы в учреждении образования носит системный                              и целенаправленный характер, способствует повышению профессионального уровня педагогов.

         Основные проблемы:

         недостаточная  активность педагогов  в представлении педагогического опыта в средствах массовой информации, профессиональных изданиях;

         недостаточное использование активных форм и методов работы при проведении методических объединений (мастер-классов, интерактивных диалогов, творческих лабораторий).

         Пути решения: активизация представления педагогами  материалов из опыта работы   в областных             и республиканских информационно-методических изданиях;

         проведение администрацией, членами методического совета информационно-разъяснительной работы, направленной на активизацию представления материалов из опыта работы педагогов, осуществление контроля за представлением материалов для публикации;

         руководителям методических объединений при планировании методической работы использовать активные формы и методы работы, в т.ч. проведение «мастер-классов» по использованию информационных технологий в образовательном процессе;

         пополнение и обновление базы виртуальных кабинетов по учебным предметам;

         создание виртуальных кабинетов по учебным предметам «Математика», «Английский язык», «История», «Человек и мир».    

Информатизация образовательного процесса

         Для осуществления образовательного процесса использовалось 47 учебных кабинетов (в т.ч. современные учебные кабинеты физики и химии, оснащенные необходимым оборудованием), 2 библиотеки, 2 спортивных зала, актовый зал, спортивные площадки, стадион, кабинет обслуживающего труда, мастерская технического труда.

         Все учебные кабинеты оснащены необходимой мебелью. Спортивный зал обеспечен необходимым спортивным оборудованием и спортивным инвентарём. Процент обеспеченности спортивным оборудованием составляет 90,06%.

         В учреждении образования в наличии два компьютерных класса (12+1, 6+1), оборудованные интерактивными досками и мультимедийными проекторами,  лингафонный кабинет (6+1), кабинет интерактивного обучения, оборудованные мультибордами. Кабинеты физики, химии оборудованы современными интерактивными досками, мультимедийными проекторами, мультибордом. В 30 учебных кабинетах установлены персональные компьютеры для обеспечения деятельности педагогов, организации образовательного процесса. Для обеспечения эффективной управленческой деятельности установлены                 и действуют 6 компьютеров (кабинеты заместителей директора по учебной работе, воспитательной работе, СППС, библиотека, канцелярия), копировальная и  множительная техника. Общее количество компьютеров – 53. И вместе с тем, необходимо отметить, что не все компьютеры учреждения  объединены в единую  локальную сеть с выходом в Интернет.

         Родителям учащихся представлена возможность ознакомиться с результатами учебной деятельности через электронный журнал.

         Компьютеризирована система учёта питания. Работники пищеблока (медсестра, заведующий складом) осуществляли компьютерный учёт продуктов питания.

         В библиотеке установлен программный комплекс «Библиограф» (в электронную базу данных занесено 30994 экземпляров, в т.ч. учебного фонда – 17049, основного фонда – 12845.

         В учреждении образования действует Интернет-сайт, где представлена информация о деятельности школы, приоритетные направления работы, созданы виртуальные кабинеты начальных классов (по учебным предметам «Математика», «Русский язык», «Белорусский язык», «Изобразительное искусство, «Искусство»), виртуальные кабинеты по учебным предметам  «Русский язык и литература», «Белорусский язык и литература», «Информатика», «Химия», «Биология», «География», «Трудовое обучение».

         В школе действует киностудия «Шанс», где учащиеся представляли собственное творчество                          в видеофильмах, видеосюжетах, роликах по реализации основных направлений работы. 

         В учреждении образования действует пищеблок и обеденный зал на 150 посадочных мест. Пищеблок обеспечен необходимым технологическим  холодильным оборудованием. Всё оборудование находится                 в рабочем состоянии. На основании договора с УП «Клецкий коопзаготпром» работал буфет. Для учащихся было организовано горячее питание на платной основе и за счёт средств бюджета. 255 учащихся начальной школы получали бесплатное одноразовое питание, 54 – бесплатное трёхразовое, 11 – бесплатное двухразовое; 86 учащихся 5-11 классов получалибесплатное одно-и двухразовое питание в зависимости от количества часов пребывания в учреждении образования. 163 учащихся 5-11 классов получали обед за наличный расчёт, 70 – питались через буфет. Охват горячим питанием составил 95% (651 учащийся).

         В учреждении образования организована работа по выполнению финансово-хозяйственных мероприятий.  За январь-май 2021 года платные образовательные услуги на 1 ребенка составили 6,07 руб., внебюджетная деятельность выполнена на 142864,65 руб. (93,5% ),сдано макулатуры 7760 кг (70,1%).

         Средства спецсчёта используются для укрепления материально-технической и методической базы школы, приобретения учебно-методических комплексов, электронных средств обучения, посуды и кухонного инвентаря для столовой, мебели для учебных кабинетов.

         В 2021/2022 учебном году необходимо дальнейшее укрепление материально-технической базы, в том числезамена оконных блоков, дверей, капитальный ремонт пищеблока, ремонт душевых в спортзале. В летний период за счёт привлечения спонсорских средств проведен косметический ремонт кабинетов, на окнах  коридоров  второго и третьего этажа установлены  жалюзи, также произведена установка жалюзи в лингафонном кабинете, кабинете директора, методическом кабинете, учительской и приёмной директора, заменена облицовочная плитка на крыльце школы, приобретен и установлен в холле первого этажа  один ЖКИ-телевизор. 

         За счёт бюджетных средств в санузлах 1 классов установлены разделительные кабинки,также за счёт бюджетных средствблагоустроено крыльцо школы (установлено перильное ограждение).

Выводы и проблемы:

         Материально-техническая база школы требует обновления;

         Необходимо произвести ремонт стен  школьных кабинетов с отделкой штукатуркой; ремонт душевых комнат в раздевалках гардероба.

Пути решения:

         активизация деятельности попечительского совета, привлечение спонсорских средств;

         расширение спектра платных образовательных услуг, в т.ч. при взаимодействии с дошкольными учреждениями;

         приобретение компьютерной техники для учебных кабинетов первого этажа с подключением к школьной локальной сети;

         постепенная замена устаревшего компьютерного оборудования;

         пополнение фонда школьноймедиатеки.

Организация  воспитательногопроцесса

Организация воспитательного процесса в 2021/2022 учебном году осуществлялась на основании Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2021-2025 гг., которая разработана в соответствии со статьей 95 Кодекса Республики Беларусь об образовании, Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, Комплексной программой воспитания детей и учащейся молодёжи на 2021–2025гг., целью которой является формирование всесторонне развитой Личности, развитие личностного потенциала школьников, формирование духовно-нравственных, гражданских и патриотических качеств.

Для достижения цели были выделены основные воспитательные задачи:

- создание условий для развития личностного потенциала учащихся;

- формирование у школьников активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической          и информационной культуры;

- развитие детских и молодежных инициатив, ученического самоуправления;

- работы в шестой школьный день на основании интересов и потребностей учащихся;

- активное использование в практике работы информационно-коммуникационных технологий;

- обеспечение взаимодействия с семьей;

- организация работы по защите прав и законных интересов обучающихся, раннее выявление семейного неблагополучия;

- формирование у школьников навыков культуры здорового образа жизни, безопасной жизнедеятельности;

- трудовое воспитание, организация профориентационной работы.

Приоритетными направлениями воспитательной работы являлись: идеологическое, гражданское                  и патриотическое воспитание, правовое воспитание, формирование здорового образа жизни, ответственного        и безопасного поведения, экологическое воспитание, трудовое воспитание и профориентация.

С целью формирования информационной культуры и гражданской компетентности реализовывался информационно-образовательный проект «Школа Активного Гражданина» для V-VII, VIII-XI классов.                В соответствии с Инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году» каждый четвертый четверг месяца проводился «ШАГ»               с приглашением государственных и общественных деятелей, представителей органов государственного управления. В рамках проекта на протяжении 2021/2022 учебного года было организовано и проведено                 9 информационно-пропагандистских встреч с участием представителей общественности («Гордость за Беларусь. На страже национальной безопасности и суверенитета», «Гордость за Беларусь. Мир межконфессиональный, мир межнациональный», «Гордость за Беларусь. Путь к олимпийским вершинам», «Гордость за Беларусь. Чистая окружающая среда – клюс к здоровой жизни», «Гордость за Беларусь. Выращено белорусами») и д.р.      С 2021/2022 учебного года для учащихся IX класса в рамках проекта «ШАГ» было организовано изучение истории Великой Отечественной войны.

Воспитание патриота и гражданина проводится через изучение истории района, города, героических подвигов земляков, жизненного пути выдающихся деятелей Беларуси, родословных семей, через неделю патриотических дел «Герои живут рядом», встречи с работниками Клецкого райвоенкомата, проведение ШАГ, единых уроков памяти «Нам этот мир завещано беречь», посвященный 77-летию окончания Великой Отечественной войны, «О чем звонят колокола Хатыни?», уроков мира «Каждый из нас в ответе за мир              на огромной планете», «Беларусь – страна мира, дружбы и добрососедства», «Беларусь – страна мира, дружбы    и добрососедства», вручение подарочного издания «Я – гражданин Республики Беларусь» и др.

С целью совершенствования форм и методов патриотического воспитания учащихся с 01.09.2021                 в учреждении образования была открыта ставка руководителя по военно-патриотическому воспитанию.             На должность руководителя по военно-патриотическому воспитанию приказом директора школы № 154-к         от 06.09.2021 назначен Ермашевич Сергей Ростиславович.

За 2021/2022 учебный год в общей сложности проведено 31 пеших и выездных экскурсий, велопоходов     по памятным местам города, района, Республики Беларусь. Необходимо продолжить целенаправленную работу в данном направлении.

Важным направлением воспитательной работы в 2021/2022 учебном году являлось воспитание у учащихся культуры безопасной жизнедеятельности. В школе была организована работа объединений по интересам ЮИД «Зебрята», «Юный спасатель». Создан и действует районный ресурсный центр по ОБЖ «Воспитание культуры безопасности жизнедеятельности». В сентябре 2021 года был проведён месячник профилактики дорожно-транспортного травматизма, в рамках которого прошла акция «Стань заметнее»; был проведён единый день знаний правил дорожного движения. Учащиеся школы стали участниками акций «Молодежь за безопасность», «Ребёнок – главный пассажир». С этой же целью проводились встречи учащихся, педагогов и родителей               с сотрудниками РОЧС, ОГАИ, ИДН. Ежегодно учащиеся школы становятся победителями и призёрами  районного и областного этапов  конкурса «Спасатели глазами детей» в различных номинациях (в 2021/2022 учебном году 3 работы отмечены дипломами в номинациях «Рисунок», «Комикс», «Модель пожарной техники»). Особое место уделяется безопасности в сети Интернет. В рамках акции «День безопасности» прошли: конкурс рисунков, викторина «Азбука безопасности» (1-4 кл.), практическая отработка  действий        при  сигнале «Внимание, всем!» (эвакуация) (1-11 классы). В учреждении  образования регулярно обновляются и пополняются информационные стенды. В феврале 2022 года учащиеся школы принимали участие в XVII Олимпиаде по Правилам дорожного движения среди учащихся учреждений образования Минской области, которая проходила в г.Столбцы, на 50-ом областном слёте отрядов ЮИД в «Зубрёнке» отряд ЮИД «Зебрята» заняли 12 место.

На протяжении 2021/2022 учебного года успешно проявили себя школьные команды интеллектуалов. Результативность участия в районных интеллектуальных конкурсах: 2 место в районном чемпионате интеллектуалов «Умники и умницы», 4 место в городском конкурсе ювеналов «Что? Где? Когда?».

Одним из приоритетных направлений воспитательной работы являлось формирование у школьников культуры здорового образа жизни. Учащиеся школы являлись активными участниками районных соревнований по баскетболу, волейболу, футболу, лыжным гонкам, настольному теннису, летнему многоборью, участниками акции «Минщина спортивная». По итогам 34 районной спартакиады учащихся Государственное учреждение образования «Клецкая средняя школа №3» является лидером среди учреждений образования Клецкого района (мини-футбол – 1 место, кросс – 2 место, баскетбол (юноши) – 2 место, баскетбол (девушки) - 4 место).

Особое внимание в 2021/2022 учебном году уделялось трудовому, экологическому воспитанию школьников. По инициативе актива учащихся проведены акции «Чистый город», «Наш Школьный Дом», конкурсы творческих работ: рисунков, плакатов, фотографий, оформлены выставки на экологическую тематику «Мир, в котором я живу», «Сохраним планету». Учащиеся школы являлись активными участниками республиканского конкурса-акции по сбору вторсырья «Сделаем мир чище!».

Формированию духовно-нравственных качеств, духовных ценностей Личности способствовало проведение мероприятий нравственного содержания, которое включало проведение фестиваля-марафона «Крылья Ангела», благотворительных акций, этических занятий, «уроков доброты», бесед нравственного содержания.                 Для учащихся 2-4 классов в учреждении образования действовал факультатив «Основы православной культуры».

Формированию осознания труда как личностной и социальной ценности, осознанного профессионального выбора, социальной значимости профессиональной деятельности способствовала работа школьных объединений по интересам, организация волонтерской деятельности, межведомственное взаимодействие.

Важное место в воспитательной системе школы занимает дополнительное образование, целью которого являлось выявление и развитие творческих способностей школьников, формирование всестороннеразвитой личности. В 2021/2022 учебном году на базе школы функционировало 18 объединений по интересам (профили: художественный, технический, туристско-краеведческий, военно-патриотический, естественно-математический, общественно-гуманитарный).

Охват школьников объединениями по интересам в 2021/2022 учебном году – 37% (258 учащихся), 2020/2021 учебном году –51% (352 учащихся), в 2019/2020 – 49,6% (330 учащихся). В 2022/2023 учебном году необходимо активизировать работу объединений по интересам, использовать для организации внеурочной деятельности активные формы и методы.

С целью успешного профессионального самоопределения выпускников в 2021/2022 учебном году продолжалась работа по профориентации учащихся. Для повышения качества профориентационной работы были организованы экскурсии в Государственное учреждение образования «Смиловичский сельско-хозяйственный лицей», «Центр безопасности МЧС» (г.Борисов) (17.11.2021), Государственное учреждение образования «Университет гражданской защиты МЧС Республики Беларусь» (26.03.2022), ГУО «Клецкий СПЛ» (26.03.2022), УО «Слуцкий государственный колледж» (25.03.2022). Так же с этой же целью учащиеся                  и педагоги школы участвуют в акции «День с предприятием», в рамках которой были организованы экскурсии     в ГЛХУ «Клецкий лесхоз» (23.04.2022, 12.04.2022), УП «Клецкий ППЗ» (29.04.2022), КУП «Клецкий ЖКХ» (29.04.2022), ОАО «Клецкий механический завод» (05.05.2022), ГУ «Минская областная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений»  по Клецкому району (19.05.2022). В период             с 14.02.2022 по 19.02.2022 в Государственном учреждении образования «Клецкая средняя школа №3» проводились мероприятия в рамках недели профориентации «С профессией – в будущее!». С целью профессионального ориентирования учащихся организуются встречи с представителями профильных учреждений образования, специалистами предприятий (организаций, хозяйств).

Деятельность общественных объединений «БРПО» и «БРСМ» направлена на развитие личностного потенциала учащихся, формирование активной жизненной позиции. Общественные объединения БРПО и БРСМ являются наиболее массовыми школьными организациями. В 2021/2022 учебном году в рядах ОО «БРПО» состояло 563 учащихся, из них октябрят - 263, пионеров – 300 (в 2020/2021учебном году – 556 учащихся, из них – октябрят – 215, пионеров – 341), членами ОО «БРСМ» являются 51 учащийся, (в 2020/2021 учебном году –     34 учащихся). Члены ОО «БРПО» и «БРСМ» являлись активными участниками областных и республиканских акций, творческих конкурсов и смотров, в т.ч. «Дом без одиночества», «Чудеса на Рождество», «Эстафета добра». В городской квест-игре «Я вырос здесь - и край мне этот дорог» команда активистов ОО «БРПО» заняла 1 место, в районном этапе республиканской интеллектуально-развлекательной игры «Пионерский квиз» команда «Патриоты» заняла 3 место, в районном этапе интеллектуально-развлекательной игры «Октябрятский квиз» команда «Наследники» заняла 2 место. В рамках реализации концепции общереспубликанского проекта «Здоровая нация» активисты первички ОО «БРСМ» приняли участие в спортивных состязаниях. В рамках Всебелорусской патриотической акции «Мы – граждане Беларуси» состоялось торжественное вручение паспортов ОО «БРСМ».

В 2022/2023 учебном году необходимо активизировать деятельность первичных общественных организаций, обеспечить действенную работу школы актива «Лидер».

Большое внимание уделялось развитию творческих способностей школьников. На протяжении года проведены концертная программа к Дню учителя, День самоуправления, неделя Матери, новогодние праздники «Чудесной сказки хоровод», фестиваль школьных надежд. Учащиеся школы приняли участие в городских, областных и республиканских творческих конкурсах (областной смотр-конкурс детского творчества «Спасатели глазами детей» (3 диплома), 1-й этап открытого публичного республиканского конкурса детского рисунка «Подружись со спортом» (3 диплома), Минский областной конкурса творческих работ учащихся «Железная дорога: зона повышенного внимания!», районный этап республиканского творческого конкурса детей                  и подростков «Соблюдаем законы дорог!», областной конкурс изобразительного искусства «Мир глазами детей», районный смотр-конкурс детского рисунка «Безопасный труд моих родителей», VIII открытый конкурс детского рисунка «Дружат дети на планете» (13 сертификатов) и др.).

Содержание методической работы с классными руководителями в 2021/2022 учебном году было направлено на повышение уровня теоретических знаний через реализацию практико-ориентированного принципа, который направлен на обучение педагогов активным и интерактивным формам, приёмам и методам воспитания, использованию информационно-коммуникационных технологий: сентябрь 2021 года – «Особенности организации воспитательной, идеологической и социальной работы в 2021/2022 учебном году», январь 2022 – «Система работы учреждения образования в профилактическом направлении», апрель 2022 – «Совершенствование работы классного руководителя по гражданскому и патриотическому воспитанию – приоритетная задача социальной, воспитательной и идеологической работы», май 2022 – Анализ социальной       и идеологической работы школы за 2021/2022 учебный год». Отличительной формой в текущем учебном году стало проведение «Родительских университетов», направленных на тесное сотрудничество с родительской общественностью.

На основании анализа воспитательной работы в 2022/2023 учебном году необходимо:

организовать качественную работу по вовлечению молодежи в общественно-политическую, гражданско-патриотическую, экономическую, социальную и культурную деятельность;

в системе проводить работу по формированию здорового образа жизни и семейных ценностей;

повышать компетентность педагогов в области использования эффективных воспитаттельных методик       и технологий;

обеспечить качественное участие учащихся в областных и республиканских творческих конкурсах;

внедрять современные, интерактивные формы проведения профилактической работы по предупреждению преступлений, правонарушений среди несовершеннолетних;

активизировать работу школьного и классного самоуправления.

Социально-педагогическое и психологическое сопровождение образовательного процесса                        в учреждении образования в 2021/2022 учебном году осуществлялось через обеспечение благоприятных условий для успешной социализации обучающихся; содействие личностному и индивидуальному развитию школьников, успешному профессиональному самоопределению выпускников, профилактику противоправных действий обучающихся, профилактику и раннее выявление семейного неблагополучия, формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни, оказание социально-педагогической и психологической, правовой помощи несовершеннолетним, состоящим на различных видах учёта (СОП, ИПР), повышение уровня психолого-педагогической  и правовой компетентности всех участников образовательного процесса: обучающихся, педагогов, родителей.

Приоритетными направлениями деятельности СППС являлись организация работы по профилактике противоправных действий несовершеннолетних, предотвращению использования курительных смесей, ПАВ       и их аналогов, профилактике компьютерной и игровой зависимости; раннее выявление и профилактика семейного неблагополучия, организация работы с семьями, дети в которых признаны находящимися                     в социально опасном положении.

По состоянию на 01.06.2022 года в школе 4 обучающихся, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа (по состоянию на 01.06.2021 год – 0). Особое внимание уделялось организации внеурочного времени данных учащихся, в т.ч. занятости в летний период (включение их в объединения              по интересам на базе школы, занятия в ГУО «Клецкая ДШИ», оздоровление в ГУО «Стационарный оздоровительный лагерь «Нача-Клецк»»). Профилактическая работа с учащимися ИПР проводится согласно программам индивидуальной профилактической работы и направлена на правовое просвещение несовершеннолетних, недопущение совершения ими повторных правонарушений, в том числе правонарушений и преступлений, связанных с распитием спиртных напитков в общественных местах, оскорблений и краж.

За летний период 2022 года правонарушений и преступлений обучающимися не совершено (в сравнении      с анологичным периодом 2021 года – 1 правонарушение и 1 преступрление).

Важным направлением деятельности специалистов СППС являлось раннее выявление и профилактика семейного неблагополучия, организация работы с семьями, дети в которых признаны находящимися в социально опасном положении, по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной обстановки для несовершеннолетних.

         С целью реализации Декрета Президента Республики Беларусь № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» и Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2019 года № 22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении» особое внимание уделялось раннему выявлению семейного неблагополучия. Специалистами социально-педагогической и психологической службы, классными руководителями с целью изучения особенностей семейного воспитания несовершеннолетних посещены семьи обучающихся 1,5,10 классов и вновь прибывших до 1 ноября,                      а обучающихся 2,3,4,6,7,8,9,11 классов до 1 января. Результаты посещения рассмотрены на заседаниях совета профилактики.

С сентября 2021 по август 2022 года в учреждение образования с управления по образованию, спорту          и туризму Клецкого РИК поступило 6 сообщений о детях, оказавшихся в неблагоприятной обстановке, из них      4 информирования о фактах семейных скандалов, 1 информирование о привлечение отца несовершеннолетних    к административной ответственности по ст.19.1 КоАП Республики Беларусь, 1 информирование о том,              что во время посещения одной семьи специалистами УЗ «Клецкая ЦРБ» мать несовершеннолетних находилась   в состоянии алкогольного опьянения (в сравнении с 2020/2021 учебным годом – 8). По каждому факту специалистами СППС, классными руководителями обеспечивалось проведение социального расследования, которое включало в себя: посещение семей, сбор информации от субъектов профилактики (Клецкого РОВД,    УЗ «Клецкая ЦРБ», Клецкого РОЧС, ГУ «Клецкий ТЦСОН») о наличии или отсутствии критериев и показателей СОП, подготовку обобщенных информаций по проведению социальных расследований, рассмотрение данных ситуаций на заседаниях совета профилактики. С родителями проводилась разъяснительная работа, направленная  на профилактику семейного неблагополучия, стабилизацию микроклимата в семьях, нормализацию взаимоотношений между членами семьи, недопущению конфликтов в присутствии детей, повышение уровня психологической культуры и правовой грамотности родителей.

За 2021/2022 учебный год подтвердилось 1 информирование о семейном неблогополучии в отношении          2 несовершеннолетних (в сравнении с 2020/2021 учебным годом – 2 информирования в отношении                        6 несовершеннолетних).

Специалистами СППС, классными руководителями проводилась системная и целенаправленная профилактическая работа с учащимися, их родителями: тематические Единые дни профилактики асоциального поведения несовершеннолетних, мероприятия в рамках Недели правовых знаний, «#без обид и унижений!», «Дружим с Законом!», декады правовых знаний среди обучающихся «ЗНАЕМ права, ПОНИМАЕМ обязанности, ОСОЗНАЕМ ответственность», информационных акций, информационных проектов («Территория Безопасности», «Наркотики – это не модно», «Дом без насилия», «Виртуальная безопасность», «Каникулы. Один дома!»), индивидуальные и групповые беседы и др.

Пути решения:

         - обеспечение психологически безопасной и комфортной образовательной среды, формирование         у обучающихся ценностного отношения к жизни; 

         - профилактика асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений среди учащихся, пропаганда здорового образа жизни, профилактика половой неприкосновенности среди несовершеннолетних;

         - выявление несовершеннолетних, оказавшихся в неблагоприятной обстановке, своевременное            и качественное проведение социальных расследований по фактам семейного неблагополучия; 

         -повышение уровня психолого-педагогической культуры, правовой грамотности родителей, способствующей обеспечению благоприятного эмоционального фона взаимоотношений в семьях воспитанников.

В 2021/2022 учебном году работа школьной библиотеки осуществлялась в соответствии  с годовым планом работы библиотеки и планом работы школы на 2021/2022 учебный год. Реализация плана работы  соответствовала поставленным задачам  нормативно-правового обеспечения по организации работы школьной библиотеки в 2021/2022 учебном году.

Фонд школьной библиотеки составлял 33377 экземпляров книг:                                                                                                                                                                                             основной фонд –  14 331, учебный фонд –   19 046, на электронных носителях – 90, периодических наименований – 14.

         С целью обеспечения эффективности работы по формированию у пользователей информационной культуры библиотекарями проводились тематические мероприятия в рамках  школьного дня, мероприятия по пропаганде и популяризации книги и чтения, новинок педагогической   и методической литературы (в т.ч. экскурсии, заочные путешествия, викторины, устные журналы, часы общения, конкурсные программы, книжные выставки).

Учащиеся школы принимали активное участие в проведении общешкольных акций и мероприятий, проводимых библиотекой. Ежегодно в апреле-мае проходит акция «Подари библиотеке книгу», которая позволяла пополнить книжный фонд библиотеки.

В 2022/2023 учебном году школьная библиотека ставит следующие задачи:

  • обеспечение и изучение перечня учебных изданий, рекомендуемых   для использования в библиотечных фондах учреждений общего среднего образования в 2022/2023  учебном году;
  • организация и ведение справочно-библиографического аппарата информационных ресурсов библиотеки (каталоги, система картотек, тематические базы данных);
  • расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг, повышение их качества на основе использования компьютеризации библиотечно-информационных процессов;
  • распространение информации, формирующей библиотечно-библиографическую и информационную культуру учащихся, участие в образовательном процессе.

Деятельность учреждения образования направлена на обеспечение безопасных условий для всех участников образовательного процесса. Особое внимание уделялось проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения инфекции COVID – 19, в т.ч. организован контроль за качеством уборки помещений, соблюдением масочного режима, мер социального дистанцирования. С учащимися проводились занятия по изучению и выполнению требований охраны труда и безопасного поведения.

Вопросы соблюдения санитарно-гигиенического режима, требований охраны труда рассматривались   на совещаниях при директоре, педагогических советах.

С целью организации эффективного досуга, занятости и оздоровления учащихся в каникулярный период организована работа оздоровительного лагеря. Особое внимание уделяется оздоровлению детей из семей состоящих на учете социально-опасных, многодетных и малообеспеченных семей.    

С целью сохранения и укрепления здоровья школьников ежегодно проводился углубленный медицинский осмотр учащихся. По результатам углубленного медицинского осмотра школьников в 2021 году наблюдалось снижение количества учащихся с заболеваниями органов дыхания,  нервной системы. При этом отмечалось увеличение количества учащихся с заболеваниями опорно-двигательного аппарата,  сердечно-сосудистой системы.

В 2021 году отмечалось увеличение количества детей с 1-й группой здоровья, уменьшение учащихся         со 2-й группой здоровья, но одновременно выявляется увеличение количества детей  с 3-й группой здоровья.    По результатам углубленного медицинского осмотра было сформировано 6 групп СМГ (в 2019 г.– 6), общее количество учащихся – 65.

         Организацию работы школы по выполнению годового плана за 2021/2022 учебный год можно считать удовлетворительной. В учреждении созданы необходимые условия для организации качественного образовательного процесса. Педагогический коллектив работал над обеспечением качественного обучения          и воспитания, направленного на удовлетворение запросов социума и участников образовательного процесса.

Остаются проблемными вопросы обеспечения качества знаний учащихся, повышение уровня подготовки учащихся к централизованному тестированию и участию в третьем этапе республиканской олимпиады                по учебным предметам, организация системной исследовательской деятельности учащихся, повышение уровня воспитанности учащихся.