Пункт коррекционно-педагогической помощи

Основная цель деятельности пункта коррекционно-педагогической помощи (ПКПП) – это оказание коррекционно-педагогической помощи обучающимся, осваивающим содержание образовательных программ общего среднего образования и имеющим стойкие или временные трудности в их освоении.

         Задачами пункта являются:

  • изучение индивидуально-типологических особенностей обучающихся с   целью  определения  оптимальных  путей  оказания  им  коррекционно-педагогической помощи;
  • исправление или ослабление индивидуальных нарушений развития обучающихся, препятствующих успешному освоению обучающимися содержания образовательных программ общего среднего образования;
  • формирование  общих  способностей  к  учебной деятельности  с  целью  выполнения обучающимися требований образовательных стандартов общего среднего образования;
  • повышение уровня интеллектуального развития обучающихся за счет развития психических процессов;
  • формирование  позитивной  мотивации  к  учебной  деятельности, развитие функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения у обучающихся.                             

Зачисление в ПКПП осуществляется приказом руководителя учреждения образования на основании следующих документов:

      заключения ЦКРОиР (с рекомендациями по организации коррекционно-педагогической помощи, с указанием периода, в течение которого рекомендовано оказание коррекционно-педагогической помощи обучающимся с ОПФР);

      заявления законного представителя обучающегося с ОПФР.           

Содержание занятий в ПКПП отвечает возрастным особенностям обучающихся, зачисленных в ПКПП, но не дублирует содержание учебных программ по учебным предметам, установленным типовым планом средней школы.

ЗАНЯТИЯ ПРОВОДЯТСЯ в период с 16 сентября по 25 мая.

На основании постановления Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 года №131 "Об утверждении Положения о пункте коррекционно-педагогической помощи (ПКПП)"   на коррекционные занятия в ПКПП ГУО «Клецкая средняя школа №3» для занятий с учителем-дефектологом зачисляются учащиеся 1 – 4 классов, которые прошли психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) в ЦКРОиР Клецкого района и имеющие его заключение.

Комиссия действует в течение года.

В ПКПП не зачисляются обучающиеся, которые осваивают образовательные программы специального образования (либо нуждаются в обучении по образовательным программам специального образования).

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

         Если Ваш ребёнок испытывает стойкие или временные трудности в усвоении школьных программ или Вы хотели бы получить консультацию учителя-дефектолога, то обращайтесь в ПУНКТ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ.

График консультаций учителя-дефектолога ПКПП:

 2-ой понедельник месяца 17.00-18.00, каб. 141.

 

 Ребёнку 6-8 лет требуется консультация специалиста, если он
1) плохо различает и воспроизводит звуки;
2) с трудом учит стихи;
3) путается в порядке следования времён года и дней недели;
4) не может правильно повторить в прямом порядке четыре цифры, а в обратном - три;
5) не может правильно повторить серии ударов по столу (карандашом) с длинными и короткими интервалами;            
6) плохо ориентируется в понятиях "право - лево";
7) никак не научится застёгивать пуговицы и завязывать шнурки;
8) затрудняется в составлении рассказа по серии сюжетных картинок.

Речевые игры дома

развернуть
  1. 1. «Один - много» (образование множественного числа существительных): яблоко - яблоки, груша - ..., слива - ..., персик - ..., банан - …
  2. «Скажи наоборот» (подбор антонимов): большой – маленький, короткий - …., сладкий - …., мягкий - ….
  3. «Назови ласково» (словообразование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): петух - петушок, утка - уточка, гусь – гусёнок, курица – курочка
  4. «Подбери признак» (подбор прилагательного): куртка (какая?) - красная, теплая ... , сапоги (какие?) - коричневые ..., шарф (какой?) - ...., пальто (какое?) - ....
  5. «Из чего какой?» (образование прилагательных от существительных): колесо из резины - …, кабина из железа - …, руль из пластмассы - …, сиденье из кожи - …, ваза из стекла - ….
  6. «У кого - кто?» (упражнение в словообразовании):

У курицы - цыплята, у утки - .... , у гусыни - …, у индюшки - ... .

  1. «Чей, чья, чьё, чьи?» (образование и употребление притяжательных прилагательных):

 Это чья шапка? - моя. Это чьи перчатки? - мои. Это чей шарф? - мой. Это чье пальто? - моё.

8.«Пересчитай» (согласование числительных с существительными).

Первый заяц, второй заяц ... пятый заяц.  Один заяц, два зайца ... пять зайцев.

  1. «Кто что делает» (подбор действий к существительным):

повар - варит, портниха - ...., учитель - …, врач - … .

свернуть

Роль учителя-дефектолога школьного пункта коррекционно-педагогической помощи (ПКПП) в общеобразовательном процессе

развернуть

Слово учитель-дефектолог в школьном пункте коррекционно-педагогической помощи (ПКПП) у многих людей ассоциируется с детским садом, с нарушением звукопроизношения. Ведь именно там малышей учат правильно и чисто произносить звуки, заучивать стихи, чистоговорки и скороговорки. 

         Для чего же нужен учитель-дефектолог в школе? 
Как правило, дети должны приходить в школу с чётким и внятным произношением звуков. Но в силу разных причин (частые простудные заболевания, невнимательное отношение взрослых к речи ребёнка, позднее речевое развитие и многое другое) не все первоклассники могут произносить звуки достаточно верно. 

            Первая задача учителя-дефектолога  – коррекция звукопроизношения младших школьников. Родителям надо знать, чем раньше ребёнок научится правильно

произносить звуки, тем быстрее произойдёт их закрепление, тем легче и успешнее будет идти развитие речи в целом. Поэтому в первом классе учитель-дефектолог особое внимание уделяет исправлению звукопроизношения. 

         Иногда у учителя-дефектолога возникает необходимость закреплять работу по звукопроизношению и во втором классе. Это бывает из-за сложности нарушений у школьника, а также из-за недостаточной работы родителей по закреплению полученных на коррекционных (логопедических) занятиях навыков, особенно в летний период. 

          Если родители желают добра своему ребёнку, хотят видеть его успехи в школе, то очень важно прилагать все усилия, чётко и постоянно работать дома, выполнять все требования учителя-дефектолога. Одних занятий с учителем-дефектологом в школе недостаточно. Нужна заинтересованная работа родителей по закреплению школьного коррекционного (логопедического) материала. 

          Второй задачей учителя-дефектолога  является восполнение пробелов в лексико-грамматическом строе речи. Лексика – это словарный запас, его богатство, многообразие. Грамматический строй речи – это умение правильно употреблять слова в предложении, изменять их. Если ребёнок говорит «много карандашов» вместо «много карандашей», значит это одно из нарушений грамматического строя речи. Чтение детям в дошкольном детстве художественной литературы способствует гармоничному развитию речи, обогащению словарного запаса. 

          На коррекционных занятиях школьник учится изменять слова (ухо-уши, рот-рты), образовывать новые формы слов (дерево-деревянный, слива-сливовый). Игровые моменты на занятиях повышают интерес ребёнка к обучению, заставляют его запоминать, правильно называть слова.

Всё выше описанное – работа учителя-дефектолога в детском саду. Если ребёнок пришёл в школу без этих знаний, учитель-дефектолог поможет их усвоить. Закрепление дома усилит результат работы учителя-дефектолога. 

          Следующая задача учителя-дефектолога – развитие фонематического слуха. Такая работа идёт и в детском саду, и в школе. Фонематический слух - это умение услышать и назвать звук в слове (есть ли звук о в слове кот?), назвать звуки в слове по порядку ( рука – первый - р, второй – у, третий – к, четвёртый – а), придумать слово на определённый звук (р – речка, роза, ракета) и другое. 

Когда школьники начинают писать под диктовку, то умение определить последовательность звука в слове, услышать звук – очень сложная и трудная работа для детей. Поэтому развивать фонематический слух необходимо постоянно в детском саду и в школе. Работа эта длительная, так как ребёнок постепенно приучается слушать слово, звуки, из которых состоит слово. 

        Значительную помощь оказывает школьникам умение составлять схемы слов. Звучание слова закрепляется в зрительном варианте. Определённый звук имеет цветовое обозначение. Данная работа необходима для правильного написания слов без специфических ошибок.

 Предупреждение и устранение специфических ошибок при чтении и письме – основная и главная задача школьного учителя-дефектолога. 

Что такое специфические ошибки?

Очень часто фонематический слух развивается у школьников длительно и тяжело, несмотря на все усилия учителя-дефектолога. В таких случаях в письменных работах и при чтении появляются нелепые, «глупые» ошибки, которые вызывают недоумение у родителей. Такие нарушения называются дисграфия – нарушение письма и дислексия – нарушение чтения.

Дисграфические и дислексические ошибки проявляются в следующем: 
• пропуски букв, слогов (машина – мшина, манна) 
• перестановки букв и слогов (корова – ковора) 
• замены букв (мороженое – моложенное, жуки – шуки, Люба – Луба) 
• слитное написание слов (Детигуляют) 
• недописывание слогов и слов (дорога – дорог, черепаха –черепа) 
• и другое 
        Иногда ошибки приобретают такой характер, что написанное прочитать и понять невозможно. Учитель-дефектолог, проводя систематическую и планомерную работу на коррекционных занятиях, устраняет такие ошибки. Часто на это уходит не один год, так как специфические ошибки очень стойкие.

Хочется напомнить, что без заинтересованного участия родителей в коррекционной (логопедической) работе не может быть достигнут положительный результат. Только совместная работа учителя-дефектолога и родителей обеспечит успешную, радостную и интересную жизнь Вашего ребёнка в школе.

свернуть

Правильная речь ребенка — залог успешного обучения в школе

развернуть

Каждый родитель стремится к тому, чтобы его ребенок вырос гармонично развитым - был крепким, здоровым, умным, успешным и удачливым. Правильная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка и успешного обучения в школе. Чем лучше речь у ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его развитие.

Умение правильно и хорошо говорить:

значительно облегчит ребенку школьную адаптацию: он будет легче и свободнее общаться со сверстниками и учителями, чувствовать себя уверенно;

позволит ребенку лучше усваивать школьный материал: ребенок, который сам грамотно выражает свои мысли, объяснения учителя понимает в полном объеме;

позволит ребенку успевать на «хорошо» и «отлично» практически по всем предметам: умение грамотно излагать свои мысли, позволит ребенку правильно пересказывать учебный материал;

умеющий грамотно излагать свои мысли человек в любом возрасте производит впечатление более умного и грамотного.

Это обуславливается тем, что при помощи устной и письменной речи ему предстоит усваивать всю систему знаний.

       Самое незначительное расстройство речи может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, довольно быстро начинают понимать свой недостаток. Они становятся более замкнутыми, застенчивыми, нерешительными, и в результате начинают развиваться комплексы, снижается успеваемость, появляется неуверенность в себе. В школе такого ребенка могут дразнить, что очень тяжело отражается на его психики. Плохая речь ребенка также, отражается на грамотности т.к. письменная речь формируется на основе устной.

     Некоторые родители считают самым главным показателем готовности к школе умение читать, пренебрегая при этом развитием устной речи.

   На самом же деле обучением чтению нужно заканчивать работу по становлению речи дошкольников, а не начинать с него. Если грамотно развивать устную речь, ребенок легко и как бы сам собой зачитает, причем избежит тех трудности, которые неизбежны при попытках обучения неподготовленного ребенка.

     Поэтому, уважаемые родители, не форсируйте процесс становления чтения и письма и обратите самое серьезное внимание на развитие навыков звукового анализа (умению определять наличие данного звука в слове нахождению места звука в слове: начало, середина, конец слова), развитие навыков звукового синтеза (учить составлять из звуков слова). Обогащайте словарный запас своего малыша: ребенок 5 — 7 лет должен понимать и применять уже такие обобщающие слова, как: овощи, фрукты, транспорт, мебель, инструменты, посуда, обувь, головные уборы, насекомые, животные, знать названия многих профессий. Все это не приходит само собой, детей надо знакомить с явлениями жизни, называть и объяснить их.

А теперь поговорим о том, на что обращать внимание, чтобы ребёнку было легко вступить в школьную жизнь:

       При поступлении в школу ребенок должен овладеть правильным, четким звукопроизношением; умением слышать и различать звуки родного языка; выделять гласные и согласные звуки, мягкий, твердый, звонкий, глухой; умением правильно строить простое предложение; овладеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание; составлять рассказы или сказки по картинкам (или серии картинок) ; составлять самостоятельно рассказ-описание.

     Для воспитания полноценной речи по возможности необходимо устранить все то, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. В семье ребенка понимают с полуслова и он не испытывает каких-либо затруднений, если его речь не совершенна. Но, со временем, круг связей ребенка с окружающим миром расширяется, и очень важно, чтобы его речь понимали и сверстники и взрослые. Большой процент школьников встречается с фонетическими дефектами, которые выявляются тогда, когда ребенку нужно читать вслух, отвечать или задавать вопросы в присутствии всего класса.

     В настоящее время у младших школьников наблюдается дисграфия (нарушение письма) и дислексия (нарушение чтения). Одной из причин возникновения данных нарушений является то, что дети заменяют или смешивают фонемы сходные по звучанию или артикуляции, одним словом, пишут так, как говорят и поэтому необходимым условием при обучении грамоте становится правильное произношение звуков и слов. Что достигается при помощи коррекционных занятий с дефектологом на первой ступени обучения детей в школе.

     Старший дошкольный и младший школьный возраст – это время, когда необходимо обратить внимание на различные нарушения устной речи ребенка, чтобы начать коррекционную (логопедическую) работу и предотвратить трудности общения в коллективе, ведь в этом возрасте закладываются основы для дальнейшего обучения.

     Таким образом, воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста – это важная задача, серьезность которой должны осознать и родители и педагоги.

     Нет такой области, в которой бы не развивалась речь ребенка, поэтому нужно ответственнее подходить к тому, как мы развиваем речь детей.

       Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения.

Если мы хотим, чтобы ребенок в дальнейшем приобрел интересную специальность и раскрылся как личность, в первую очередь, необходимо научить его грамотной и красивой речи. И для этого нужно вовремя выявить и устранить речевые недостатки, а результаты вашей помощи оценят Наши дети.

   Чем раньше будет начато коррекционно-развивающая помощь, тем лучше будет его результат.

Уважаемые родители!

Ребёнок совсем недавно освоил письмо и чтение. Было нелегко, но все-таки справился с этими сложными задачами. И вдруг его тетради запестрели красным цветом, да и читает он как-то странно: пропускает буквы, переставляет слоги и т.д. Учитель в школе и Вы думаете, что ребёнок невнимательный, потому что делает «нелепые», «глупые», с Вашей точки зрения, ошибки; что он ленивый и совсем не старается, поэтому в школе его ругают перед всем классом, а дома наказывают. Ребёнок долго сидит за домашними заданиями по русскому языку, много раз переписывает одно и то же, зубрит правила, а результата нет.

Давайте разберёмся – это вина ребёнка или его беда?

Вероятнее всего, у Вашего ребёнка нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия), а возможно, даже дизорфография ( специфическая неспособность учащихся к усвоению орфографических правил). К сожалению, самостоятельно устранить проблему у Вас не получится, потому что в этой ситуации помочь может только квалифицированный дефектолог. Если не разобраться в этой проблеме, то неуспеваемость в школе, непонимание со стороны родителей и учителей, ситуация неуспеха – всё это приведёт к тому, что ребёнок будет чувствовать постоянное утомление, находиться в состоянии хронического стресса. У него может возникнуть внутренний протест на любые школьные задания, отказ не только выполнять домашние задания, но и вообще ходить в школу.

Как распознать нарушения чтения и письма?

Все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, стереотипны и носят стойкий характер. Вот то, что должно насторожить родителей и учителей:

В чтении:

Чтение ребёнка с дислексией можно отнести как замедленное, с остановками и неверное. Если исследовать чтение ребёнка, то можно выявить следующие нарушения: вставка в слова добавочных звуков; пропуск отдельных букв и слогов; замена одного слова другим; перестановка букв, слогов; добавление слов; пропуск слов.

 На письме:

Ребёнок, имеющий нарушения звукопроизношения, пишет так, как произносит. Например, «сапка» ( шапка); на письме путает буквы, соответствующие фонетически близким звукам ( например, Б – П; В – Ф; С – Ш; З – Ж; Ч – Щ; Ч – ТЬ; Р – Л; Й – ЛЬ; О – У; Ё – Ю и т.д.); пишет «тубло» вместо «дупло», «лёбит» вместо «любит», «больит» и т.д.; пропускает буквы и слоги, например, «кандаши» (карандаши), «снк» (санки); переставляет местами буквы и ( или) слоги, например, «довр» (двор); не дописывает слова, например, «кузнечи» (кузнечики); вставляет лишние буквы в слове, например, «ноябарь» (ноябрь); слитно пишет предлоги, раздельно – приставки ( «настоле», «на ступила») и т.д. ; пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «весёлые день»). Этот вид дисграфии обычно проявляется с 3 – го класса, когда школьник, уже владеющий письмом, начинает осваивать грамматические правила. И здесь вдруг выясняется, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам; не улавливает тонких различий между буквами, и это приводит к трудностям усвоения написания букв и к неверному изображению их на письме. Например, смешивание букв с-е, о-с, у-д-з, л-и, м-ш, в-д или букв о-а, б-д, и-у, п-т, л-м, х-ж, н-ю, и-ш, л-я. При дизорфографии у ребёнка отсутствует «чутьё» на орфограммы, на одной странице он может сделать от 15 до 60 ошибок. Он не может понять, где именно нужно применить хорошо известное ему правило, не может распознать ошибку и тем более, её исправить.

Причины нарушений чтения и письма.

Затруднённое чтение и произношение в данном случае не является следствием сниженного интеллекта или отсутствия потенциала к обучению. Причина этого кроется в строении полушарий головного мозга. У обычных людей задняя часть левого полушария несколько больше, чем правая. У дислексиков оба полушария развиваются равномерно. Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет уровень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон звукопроизношения на различных этапах развития ребёнка являются одной из базовых причин дисграфии и дислексии.

Играет важную роль и фактор наследственности, когда ребёнку передаётся недосформированность структур головного мозга, их качественная незрелость. В данном случае в результате затруднения коркового контроля при овладении письменной речью ребёнок может испытывать примерно те же трудности, что и родители в школе. Случается, что нарушения чтения и письма могут быть вызваны двуязычием (билингвизмом) в семье. В последнее время, в силу больших изменений в географии общества, когда многие люди вынуждены покидать свой дом, учить второй язык, этот фактор получил широкое распространение.

Источником неудач в письменной речи может служить несвоевременное установление доминантности одного из больших полушарий головного мозга. То есть, к моменту обучения письму и чтению у ребёнка должна быть определена ведущая рука. При задержке этого процесса, при скрытых формах левшества, а также попытках переучить ребёнка затрудняется корковый контроль над многими видами деятельности.

Фактором развития дислексии и дисграфии может явиться недостаточно сформированное пространственное и временное восприятие. По мнению психологов, в основе дислексии и дисграфии может лежать действие отрицательной связи «мать-ребёнок». Так, ребёнок, которого кормят насильно, привыкает сопротивляться в отношении еды и использует ту же реакцию и в отношении интеллектуальной пищи. Сопротивление, которое он проявляет при общении с матерью, потом переносится на преподавателя в школе. Для полноценного обучения ребёнок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие и речевой слух. Именно поэтому психологи, неврологи и учителя-дефектологи при работе со слабоуспевающим школьником внимательно исследуют содержание его тетрадей, почерк, особенности его речи. Часто сниженная успеваемость ребёнка объясняется не состоянием его интеллекта, а наличием специфических нарушений чтения и письма. Распознать подобные нарушения может только специалист.

У каждого ребёнка, страдающего нарушениями чтения и письма, свои индивидуальные проблемы. Поэтому в случае появления школьных трудностей необходимо проведение комплексной диагностики и коррекционной работы.

Формирование правильного произношения у детей

Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.

В результате такой работы к четырём-пяти годам ребёнок должен овладеть чётким произношением всех звуков речи. Но у многих детей этот процесс задерживается. Ребёнку пять лет, а он не произносит отдельные звуки («л», «р»), группу звуков («с», «з», «ц») или несколько групп звуков: шипящие заменяются свистящими («коска» вместо кошка, «зук» вместо жук, «сяска» вместо чашка, «сётка» вместо щётка); звук «л» произносится как «в» («вошка» вместо ложка), звук «р» - картаво («гхука» вместо рука).

Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Однако при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции.

Внятность и чистота произношения звуков зависит от многих факторов и, в первую очередь, от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действуют язык, губы, челюсти, от умения человека ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, а также от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга.

Нарушения в анатомическом строении артикуляционного аппарата – если дело в укороченной или короткой подъязычной уздечке – исправит хирург-стоматолог, а затем с помощью специальных артикуляционных упражнений, ребёнок сам «растянет» её. При дефектах развития челюстей образуется неправильный прикус, при этих аномалиях следует обратиться за помощью к врачу-ортодонту.

При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ, челюсти, из-за этого звуки, особенно в потоке речи, звучат смазанно. Нарушается динамика движения. Движения становятся вялыми, замедленными. Нарушается скорость переключения с одного артикуляционного движения на другое. А от скорости переключения зависит чёткость произнесения звуков. При этом могут страдать отдельные звуки («р», «л»), группа звуков («ш», «ж», «ч», «щ») или несколько групп звуков: соноры («р», «л», «н»), свистящие («с», «з», «ц»), шипящие («ш», «ж», «ч», «щ») и т.д. Такого рода нарушения наблюдаются обычно у детей с органическим поражением центральной нервной системы.

Функциональная незрелость речевых зон коры головного мозга встречается у детей, подверженных частым заболеваниям, у таких детей задерживается усвоение системы звукопроизношения. Они долгое время не умеют различать звуки речи и управлять своими органами артикуляции. Такие дети смешивают, заменяют или искажают звуки.

У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что также является одной из причин более позднего становления звуков речи. Поэтому целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребёнка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение.

Материал по тренировке мелкой моторики пальцев рук, развитию движений речевого аппарата, ощущений от движения органов артикуляции необходимо преподносить детям в виде сказок, весёлых полянок, стишков, загадок, что делает занятие интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок, увлекаясь игрой, стараясь как можно лучше соблюсти её условия, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

Помните, что продолжительность занятий зависит от возраста и работоспособности ребёнка, она не должна превышать 15-20 минут. Но если ребёнок увлёкся, не стоит резко останавливать его.

Определив затруднения, которые возникают у вашего ребёнка при выполнении того или иного упражнения, вы сможете строить занятия с учётом выявленных трудностей, сможете выбрать специальный комплекс упражнений.

Рекомендуем проводить занятия по следующей схеме:

пальчиковая гимнастика;

упражнения для губ;

сочетания движений губ и выдоха;

упражнения для языка;

сочетания движений языка и выдоха;

голосовые упражнения на материале гласных звуков;

анализ правильной артикуляции изучаемого звука с использованием опорных схем для поз губ и языка.

Для демонстрации правильной артикуляции звука полезно произносить его утрированно. Подключайте свою руку и руку ребёнка для показа положения языка и для того, чтобы контролировать ощущения от воздушной струи.

Ребёнок должен научиться слышать звук, находить его место в слове, поэтому включайте задания на выделение звука из слова, пусть ребёнок определяет, где стоит звук – в начале, середине или конце слова.

Закрепление правильного произношения звука проводите в звукоподражаниях, слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах.

Полезно в процессе закрепления правильного произношения переводить ребёнка на внеречевые формы работы: изготовление аппликаций, рисование, раскрашивание.

Не забывайте об артикуляционной гимнастике. Выполняйте её по несколько раз в день.

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

Каждое движение выполняйте перед зеркалом.

Движения проводите неторопливо, ритмично, чётко.

Чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с рабочим вариантом (действиями ребёнка).

Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребёнка, имитируя движения языка.

Помните: гимнастика не должна ребёнку надоедать. Следите, чтобы он от неё не уставал.

Занимаясь с ребёнком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не все будет получаться с первого раза. Почаще хвалите ребёнка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой – залог успеха.

свернуть

Учимся слышать звуки и правильно их произносить

развернуть

Уважаемые родители!

Вашему вниманию предлагаются речевые игры и упражнения, которые Вы можете использовать дома при закреплении правильного произношения.

Старайтесь как можно чаще побуждать ребенка прислушиваться к звуковой «одежде» слов, оценивать собственное произношение. Помните, что ваша речь — образец для ребенка, поэтому она должна быть четкой, внятной и выразительной. Не забывайте следить за правильностью произнесения ребенком закрепляемых звуков как в игре, так и в повседневной жизни. Не скупитесь на похвалу и поощрения, они — важный стимул для успешного закрепления полученных на логопедических занятиях навыков.

· «Стоп-игра». Назовите любые слова. Ребенок говорит «стоп», если услышит слово с закрепляемым звуком. Уточните, какое слово услышал ребенок. Начинайте игру в медленном темпе, постепенно ускоряя его.

· «Разведчики». Предложите всем членам семьи отправиться на кухню (в ванную, прихожую) или заглянуть в шкаф (холодильник) и найти как можно больше предметов с закрепляемым звуком. Кто найдет больше предметов, тот и победил.

· «Угадай-ка». Предложите детям угадать разные предметы по их описанию, напомнив при этом, что во всех словах «живет» закрепляемый звук. Подумайте о поощрении в случае угадывания и правильного произнесения слова.

· «Исправляй-ка». Произнесите слова с «дефектным» произношением и попросите ребенка исправить ошибку.

· «Будь внимателен». При чтении сказок, рассказов или стихов попросите ребенка запомнить как можно больше слов с закрепляемым звуком из этого произведения. Аналогичное задание можно предложить при рассматривании иллюстраций в книге.

· «Кто больше?». Посоревнуйтесь со своим ребенком в придумывании (т. е. припоминании) слов с закрепляемым звуком.

· «Мы — артисты». Проговорите с ребенком скороговорку, чистоговорку или короткое стихотворение с закрепляемым звуком несколько раз разными интонациями (удивленно, весело, грустно). Закрепляемый звук произносится чуть дольше обычного.

· «Можно или нельзя?». Договоритесь с ребенком, что вы будете внимательно следить за его речью и сможете выполнить только те его просьбы, которые он произнесет без ошибок.

свернуть

Рекомендации учителя-дефектолога для учителей 1 классов при работе с детьми, имеющими нарушения речи

развернуть

1. Не фиксировать внимание на речевом дефекте;

2. Корректно просить верно повторить слова с искаженным звуком на этапе автоматизации звука;

3. При подборе речевого материала стараться избегать включать слова с искаженными звуками;

4. Способствовать созданию ситуации успеха учащегося в классе;

5. Способствовать развитию лексико-граматического строя речи, расширению словарного запаса, построения диалогически правильной речи.

 

Рекомендации для профилактики нарушения чтения и письма

Упражнения, которые можно использовать на занятиях с детьми в школе с целью профилактики различных нарушений чтения и письма

Развивать мелкую моторику руки:

Работа с ножницами, складывание узоров, нанизывание бусинок.

Развивать и совершенствовать психологические предпосылки к обучению:

Устойчивое внимание, наблюдательность, способность к запоминанию, приемы самоконтроля, познавательную активность, произвольность общения и поведения.

Включать в структуру урока упражнения для формирования фонематических процессов:

- определять количество звуков в словах (мак, рука, карандаш);

- выделять звуки из слова в заданной позиции (назвать 2,3,5 и др. звуки в слове);

- определять количество гл. и согл. Звуков в слове;

- последовательно выделять звуки в слове;

- придумать слова на определенный звук «с»;

- последовательно выделять звуки в слове (дом, сумка);

- игра «Цепочки слов»;

- определять количество гласных согласных звуков в слове.

 

 Развивать зрительные и пространственные представления:

- учить правильно употреблять словесные обозначения пространственных признаков предметов (высокий – низкий дом);

- зрительные диктанты на вербальном материале (развивает орфографическую зоркость);

- отработка понятий левый – правый;

- отработать понятия начало, середина, конец рабочей строки;

- запоминание формы и соотношение её частей и пропорций;

- конструирование букв из её элементов;

- выделение слов в предложения и «склеенных» предложений (Былазимаморозщипал).

Развитие лексико – грамматической стороны речи:

- выделение существенных признаков;

- игра «Четвертый лишний»;

- уточнение и расширение словарного запаса, накопление новых слов (различных частей речи);

- активизация различных способов словообразования;

- уточнение значений различных синтаксических конструкций;

- совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

свернуть

Рекомендации родителям по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста

развернуть

Уважаемые родители, известный педагог В. А. Сухомлинский писал:

« Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».

Только совместными усилиями школы и семьи можно добиться того, чтобы ваш ребенок полюбил книгу.

Сегодня мы хотим порекомендовать вам упражнение для развития техники чтения у ребенка, задания формирующие интерес к чтению.

Столбик слов. Поочередно читать слова в столбике слов, стараясь за одну минуту прочитать все большее количество раз этот столбик.

Читать скороговорки, каждый раз увеличивая темп.

За 1 минуту найти в тексте слова на какую – то определенную букву.

Игра «Фотоглаз». Сфотографировать (запомнить) несколько слов, написанных взрослым, и ответить на вопрос, есть ли слово, которое произносит взрослый, в перечне или нет?

Найти нужную строчку в тексте. Упражнение тренирует вертикальное движение глаз по странице.

Чтение за взрослым. Упражнение вырабатывает скорость произношения слов.

Самозамеры: 3- 4 минуты «жужжащего» чтения. Затем подсчет результата.

Многократность чтения. Первый раз читает взрослый, второй раз читает ребенок в течение 1 минуты, отмечаем до какого места прочел, третий раз читаем и отмечаем, сколько слов снова прочел. Увеличение темпа чтения, вызывает положительные эмоции, хочется читать снова. Но один и тот, же текст не следует читать более трех раз.

Взрослый читает текст, и заканчивает на самом интересном месте и предлагает ребенку закончить чтение.

Взрослый ставит проблемный вопрос и предлагает ребенку найти на него ответ в тексте.

Чтение по ролям.

Завести дневник читателя.

Чтение родителями детям книг, статей из журналов, газет, энциклопедий по 20 – 30 минут каждый день (найти столько времени всегда можно)

Дети читают родителям вслух то, что сами хотят.

Дети высказывают свое мнение о героях, рассказывают, как бы они поступили сами.

Детям нравиться чтение, которое называется «Кто играет в прятки?» Среди случайного набора букв, вдруг появляются слова. Дети находят и узнают, что с ними играют в прятки: звери, птицы, насекомые, рыбы, растения и т. д.

Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью. Еще 200 лет назад говорилось: «Студент, науками живущий, учи Псалтырь на сон грядущий!»

Если школьник не любит читать, то нужен режим щадящего чтения.

Это такой режим, когда ребенок прочитывает 1-2 страницы и после этого получает кратковременный отдых.

Если таким образом читать ежедневно, то за 2 недели барьер будет пройден.

Психологи утверждают, что на успеваемость ученика влияют 200 факторов.

Естественно, что все учесть невозможно.

Но даже если из 200 отобрать только 40 и исследовать их воздействие на ученика, то окажется, что фактором номер один является все-таки умение бегло читать.

Так что чтение действительно – самое главное учение.

свернуть

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

развернуть

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) - это наруше­ние процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с дефектами восприятия и произношения звуков.

К этой категории относятся дети с нормальным слухом и сохранным интеллектом.

Специалисты выделяют несколько групп детей с ФФНР:

  • дети, у которых возникают затруднения только в различении нару­шенных в произношении звуков;
  • дети, у которых нарушено различение большого количества звуков из разных фонетических групп;
  • дети с глубоким фонематическим недоразвитием, которые вообще не различают отношения между звуковыми элементами, не способ­ны выделить звуки из состава слова и определить их последователь­ность.

Речь ребенка с ФФНР характеризуется множественными пропуска­ми, искажениями и заменами звуков. Иногда ребенок может неправиль­но произносить 15—20 звуков.

Нарушение воспроизведения звуков у ребенка с такой патологией связано с недостаточным различением как тех звуков, произношение которых нарушено, так и тех, которые произносятся правильно, но от­носятся к разным фонетическим группам. Наряду с этим у ребенка от­мечаются ошибки в слоговой структуре («пуговица» - «пувица», «сково­рода» - «кода») и звуконаполняемости слов («книга» - «нига», «мост» - «мот»).

В ходе специальных коррекционных занятий учитель-дефектолог учит ребёнка узнавать и различать звуки родного языка, формирует их правильные уклады, закрепляет должное произношение и различение звуков в свободной речевой деятельности, формирует умение произво­дить звуко-слоговой анализ слова, что помогает ребенку в дальнейшем избежать стойких ошибок при овладении письменной речью.

 

свернуть

Автоматизация звуков

развернуть

Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребёнок ходит (или ходил) на занятия к учителю-дефектологу, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете учителя-дефектолога (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе автоматизации. Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий по автоматизации поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день.

 Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.

 К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого                          к трудному, от простого к сложному. Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

  • автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
  • автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
  • автоматизация звука в предложениях;
  • автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
  • автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
  • автоматизация звука в разговорной речи.

  Наряду с развитием звуковой стороны речи (звукопроизношения и звукоразличения), на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.

 Главная задача этапа автоматизации звуков – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребёнка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.

свернуть

Дизартрия

развернуть

Дизартрия возникает в результате органического поражения централь­ной нервной системы, головного мозга во внутриутробном или раннем пе­риоде развития ребенка и проявляется в нарушении произносительной сто­роны речи, обусловленном повреждением речедвигательных механизмов центральной нервной системы.

Основными клиническими признаками дизартрии являются наруше­ние мышечного тонуса в речевой мускулатуре, ограниченная возмож­ность произвольных артикуляционных движений из-за парезов или пара­личей, нарушение голосообразования и дыхания. Основными показате­лями при диагностике дизартрии по степени поражения являются мимика, дыхание, голосообразование, рефлекторные движения языка, произвольные движения языком и губами, звукопроизношение.

Речевое развитие детей с дизартрией протекает своеобразно. Дети-дизартрики поздно начинают говорить, поэтому они имеют ограниченный речевой опыт. Грубые нарушения звукопроизношения приводят к недо­статочному накоплению активного словаря и отклонениям в формирова­нии и развитии грамматического строя речи. Активный и пассивный сло­варный запас детей значительно различаются по объему. Пассивный словарь шире активного, но из-за трудностей произношения дети не могут использовать в активной речи многие известные им слова. В грам­матическом строе речи дизартриков можно выделить такую специфиче­скую ошибку, как пропуск предлогов («кига езыт тое» — «книга лежит на столе»), что также связано с трудностями произношения многих звуков.

В физическом статусе детей-дизартриков отмечаются общая физи­ческая слабость, узкая грудная клетка, двигательная недостаточность, проявляющаяся в нарушениях равновесия и координа­ции движений.           В вегетативной нервной системе изменения проявляются в потливости верхних и нижних конечностей, повышенном слюноотде­лении и слюнотечении.

свернуть

Информация для родителей

развернуть
  • Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях.
  • Время занятий (15 - 20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.
  • Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям учителя-дефектолога. Необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.
  • При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно Вам понятно. В случаях затруднений проконсультируйтесь с педагогом.
  • Подберите наглядный или игровой материал, который Вам потребуется для занятий. Продумайте, какой материал Вы можете изготовить совместно с ребенком.
  • Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны.
  • Не забывайте отмечать успехи детей, хвалить их за достигнутые результаты.

Желаем Вам успехов в занятиях, радости в общении!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правила для родителей

 

  • Верьте в силы ребёнка!
  • Сопереживайте, радуйтесь и огорчайтесь вместе с ним!
  • Обучайте в игре!
  • Умейте выслушать ребёнка.
  • Перед отработкой речевого материала нацельте ребёнка на правильное произношение звуков («Следи за язычком!»).
  • Следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво поправляя его. Лишь постоянное наблюдение за речью ребёнка способствует успешной и быстрой автоматизации звуков.
  • Выучите с детьми стихи – запоминалки, они помогают детям запоминать буквы.
  • Называйте букву только как звук: [М], а не МЭ и не ЭМ.
  • При работе в тетради следите за правильной посадкой ребёнка, за освещением, за положением на столе тетради и ручки (карандаша) в руке.
  • Похвалите ребёнка за хорошо выполненное

задание, за правильно сказанные звуки и слова.

  • Тетрадь для логопедических занятий

содержите в чистоте и порядке.

  • На занятия обязательно приносите тетрадь с выполненным заданием!

 

Ребенок приобретает в школе много новых обязанностей. Он должен научиться организовывать свое время и окружающее его пространство. Насколько ребенок будет собранным и успешным в учебной деятельности, зависит от родителей. Вот несколько правил для родителей.

Правило 1: при ребёнке не высказывать негативного мнения о школе.

Правило 2: рабочее место школьника должно быть удобным, привлекательным и располагать к интеллектуальной деятельности.

Правило 3: не нужно превращать подготовку домашних заданий в бесконечный процесс.

Правило 4: необходимо сочетать или чередовать различные виды деятельности младшего школьника, учитывая специфику материала и степень его сложности. Родители не должны забывать, что через игру обучение может стать более привлекательным и доступным.

Правило 5: каждый человек имеет право на ошибку. Если ребенок при выполнении задания допустил ошибку, важно увидеть и исправить ее, но ни в коем случае не заставлять его переписывать все задание снова.

Правило 6: все достижения ребенка нужно считать важными. Это придаст ему уверенности, повысит в его глазах значимость выполненной работы.

Правило 7: родители не должны допускать невыгодных для ребёнка сравнений с другими детьми, не должны стесняться говорить о его успехах и достоинствах в присутствии других людей, особенно учителей и одноклассников. Общественное мнение и самооценка ребёнка должны быть позитивными.

 

Успехов Вам и Вашему ребёнку!

свернуть

Общее недоразвитие речи

развернуть

Общее недоразвитие речи (ОНР) - это сложное речевое расстройст­во, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речи, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и интеллекте. Принято выделять четыре уровня речевого развития при ОНР. Остановимся на II, III, IV уровнях.

Ребенок со вторым уровнем может использовать трех- и даже четырехсложные слова («асина» — «машина», «Ибуаська» — «Чебу­рашка»). При этом следует отметить грубое нарушение слоговой струк­туры и звуконаполняемости слов («итоти» — «цветочки», «какоки» — «колготки»). Активная речь состоит из простых предложений из двух, трех, четырех слов («Азя тоит а тое» — «Ваза стоит на столе»). Отмеча­ются грубые ошибки в использовании грамматических конструкций: пропуск предлогов, отсутствие согласования прилагательных с сущест­вительными, смешение падежных форм («Ем оська» — «Ем ложкой»). У детей со вторым уровнем речевого развития при ОНР значительно развивается понимание обращенной речи. Фонетическая сторона харак­теризуется многочисленными искажениями звуков. Отмечаются дефек­ты озвончения, смягчения, нарушения произношения свистящих ([с], [с'], [з], [з'], [ц]), шипящих ([ш], [ж]), сонорных ([р], [р'], [л], [л']) и других звуков.

III уровень речевого развития при ОНР характеризуется наличием раз­вернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети используют распростра­ненные   предложения,   пытаются  употреблять  сложносочиненные  и сложноподчиненные конструкции. Словарь таких детей включает все части речи. Наблюдается неточное употребление многих лексических значений («кружка» — «чашка», «стакан»; «штаны» — «брюки», «шорты»). Появляются первые навыки словообразования («стол» — «столик», «шел» — «пришел»), но дети не могут образовывать прилага­тельные от существительных («сок из яблок» — «яблочный», «крыша из соломы» — «соломенная»), глаголы с тонкими смысловы­ми оттенками действий приставочным способом («красил» — «покра­сил», «выкрасил»). Недостатки произношения выражаются в смешении, замене и искажении звуков, причем замены могут быть нестойкими.

У детей с IV уровнем речевого развития нет грубых нарушений звукопроизношения, а имеет место лишь недостаточно четкое различение зву­ков в речи. Дети допускают перестановки слогов и звуков, пропуски согласных при их стечении, замены и пропуски слогов в речевом потоке. У них недостаточно внятная дикция, вялая артикуляция, «каша во рту».

Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по значе­нию («Мальчик чистит метлой двор» — вместо «Мальчик подметает мет­лой двор»), в смешении признаков («большой дом» вместо «высокий дом»). В грамматическом оформлении речи детей данной категории отме­чаются ошибки в употреблении существительных родительного и вини­тельного падежей множественного числа («Дети увидели медведев, воро­нов»). Имеют место нарушения согласования прилагательных с сущест­вительными («Я раскрашиваю шарик красным фломастером и красным ручком»). Но все ошибки детей, которых можно отнести к IV уровню ре­чевого развития при ОНР, встречаются в незначительных количествах и носят непостоянный характер. Причем если предложить детям сравнить верный и неверный ответы, то ими будет сделан правильный выбор.

свернуть

Подготовка руки ребёнка к письму

развернуть

Подготовка руки ребёнка к письму начинается задолго до прихода в школу. Рисование каракулей, штриховка, лепка, массаж пальчиков и кистей рук, работа с мозаикой, конструктором и многое другое поможет будущему ученику научиться красиво писать, не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций. Важно сразу научить ребёнка правильно держать пишущий предмет. Это, как показывает практика, остается без должного внимания взрослых. Казалось бы, пусть пишет, как ему удобно, но ребёнка, научившегося неправильно держать ручку, очень трудно переучить. А как же правильно?

При письме пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным, большой палец расположен несколько выше указательного; опора на мизинец; средний и безымянный расположены почти перпендикулярно краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца 1,5-2 см. Конец пишущего предмета ориентирован на плечо. Кисть находится в движении, локоть от стола не отрывается. Далее следует понаблюдать за тем, как ребенок пишет, и решить, правильно ли он выполняет это действие.

Вас должно насторожить, если ребёнок активно поворачивает лист при рисовании и закрашивании. В этом случае малыш не умеет изменять направление линии при помощи пальцев. Контроль навыка письма у ребёнка желательно провести до того, как ему исполнится четыре года, чтобы иметь запас времени для исправления неправильного навыка перед поступлением в школу. Заниматься шестилетний ребёнок может не более двадцати минут. Если к школе ваш ребёнок долго застегивает пуговицы, не умеет завязывать шнурки, часто роняет что-либо из рук, вам следует обратить внимание на сформированность навыка письма.

свернуть