Отчет о деятельности Государственного учреждения образования
«Клецкая средняя школа №3»
за 2023/2024 учебный год
В 2023/2024 учебном году в учреждении образования действовало 30 классов, обучалось 684 учащиеся (Справочно: в 2022/2023 учебном году – 696 учащихся, в 2021/2022 учебном году – 694 учащихся; в 2020/2021 учебном году – 683 учащихся). На I ступени – 13 классов (300 учащихся), на II-III ступени – 17 классов (384 учащихся). По сравнению с предыдущим учебным годом количество учащихся уменьшилось.
Учебные занятия были организованы в две смены. Во вторую смену обучалось три третьих класса (78 учащихся). Организована работа 6 групп продленного дня (186 учащихся). Охват учащихся ГПД составил 62 % от общего числа учащихся начальных классов. На протяжении последних лет отмечается стабильность количественного состава группы продлённого дня, полное удовлетворение запросов родителей. Для одного учащегося III класса было организовано обучение на дому.
В 2023/2024 учебном году образовательный процесс в учреждении образования осуществлял 61 педагог, из них 57 (93,4%) имеют высшее и 4 (6,6%) среднее специальное образование. Педагогический стаж до 5 лет имеют 4 педагога (6,6%), от 5 до 10 лет – 5 педагогов (8,2%), от 10 до 15 лет –3 (4,9%), от 15 лет и более – 49 педагогов (80%).
Высшую категорию имеют 28 педагогов (45,9%), первую – 22 (36%), вторую – 7 (11,5%), не имеют квалификационной категории 4 педагогов (6,6%) - молодые специалисты первого и второго года работы.
Кадровый состав педагогического коллектива стабильный, значительного движения кадров не отмечается.
В учреждении образования согласно приказу работала аттестационная комиссия. Обеспечивалось ведение протоколов заседаний аттестационной комиссии, изданы приказы о проведении аттестации, присвоении квалификационных категорий. Разработаны и утверждены графики проведения аттестации, программы изучения деятельности аттестуемых педагогов. Оформлены аттестационные материалы (заявления аттестуемых, журнал регистрации заявлений об аттестации, протоколы заседаний аттестационной комиссии, характеристики аттестуемых педагогов, аналитические материалы по изучению деятельности аттестуемых).
В 2023/2024 учебном году согласно плану аттестации экзамен на высшую категорию сдали учителя начальных классов Грицук Т.А., Приступа Г.А., Леонович Ж.В., Антонович И.Г., учитель истории и обществоведения Милишкевич Н.П. Было выдано направление на квалификационный экзамен для прохождения аттестации на высшую категорию на базе Академии управления учителю-дефектологу Крицкой Е.К., но экзамен не сдан. Кроме того, повысили квалификационную категорию: Швайко И.А., педагог социальный (I квалификационная категория), Ильчик В.В., учитель математики (II квалификационная категория); Лукьянчик Т.Л., воспитатель группы продлённого дня (II квалификационная категория), Самохвал Е.В., учитель английского языка (II квалификационная категория), Шейко В.В., учитель физической культуры и здоровья (II квалификационная категория).
(Справочно: в 2022/2023 учебном году согласно плану аттестации было аттестовано 2 педагога на высшую квалификационную категорию).
В 2023/2024 учебном году 23 педагога прошли повышение квалификации на базе МОИРО, АПО, БГУФиК (Справочно: в 2022/2023 – 27 педагогов, в 2021/2022 г. – 25, в 2020/2021 г. – 17), в том числе в дистанционной форме – 7 педагогов.
Организация управления учреждением образования осуществлялась в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Республики Беларусь, Устава учреждения образования, коллективного договора, правил внутреннего трудового распорядка.
Руководством школы в деятельности по управлению учреждением образования обеспечивалось взаимодействие с органами самоуправления, в том числе педагогическим советом, попечительским советом.
Заседания педагогического совета проводились 1 раз в четверть в соответствии с годовым планом работы школы. Тематика педагогических советов была разработана на основе программы развития учреждения образования исходя из анализа работы за прошлый учебный год, актуальных вопросов современной системы образования и направлена на решение задач, поставленных на учебный год. Решения педагогических советов утверждены приказом директора школы с принятием управленческих решений.
В учреждении образования действовал попечительский совет, деятельность которого была направлена на укрепление материально-технической базы, обеспечение качественной образовательной среды для обучения и воспитания учащихся.
План внутреннего контроля в учреждении образования разработан на 5 лет. На основании перспективного плана работы, задач школы, проблем внутренний контроль осуществлялся в соответствии с планом и графиком. Согласно годовому плану внутренним контролем были охвачены все основные направления работы учреждения образования.
В рамках внутреннего контроля были изучены вопросы качества преподавания учебных предметов «Химия», «Английский язык», «Физическая культура и здоровье», «Математика» в классах интегрированного обучения и воспитания. Руководством учреждения образования посещены учебные, факультативные занятия по данным учебным предметам, воспитательные мероприятия, проводились контрольные работы, проведен анализ школьной документации (календарно-тематического планирования, ведение личных дел учащихся, классных журналов, выполнение письменных работ учащимися и др.).
По итогам контроля составлены аналитические справки, изданы приказы с принятием управленческих решений, вопросы рассмотрены на совещаниях при директоре, педагогических советах.
Организация и состояние образовательного процесса
Образовательный процесс в 2023/2024 учебном году был организован согласно Кодексу Республики Беларусь Об образовании, нормативных правовых документов Министерства образования Республики Беларусь для учреждений общего среднего образования, локальных нормативных документов и плана работы учреждения образования на 2023/2024 учебный год.
Учебный план учреждения на 2023/2024 учебный год был составлен на основе типового учебного плана средней школы, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 16.05.2022 № 120. С соблюдением санитарно-гигиенических норм было составлено расписание учебных, факультативных занятий. Уровень недельной нагрузки на учащегося не превышал максимально допустимой нормы. Учебные программы и их практическая часть выполнены.
На основании образовательных потребностей учащихся и заявлений законных представителей учащихся были организованы факультативные занятия по различным направлениям (естественно-математическому, гуманитарному, спортивному, воспитательному, профориентационному). При этом учитывались образовательные запросы учащихся и их родителей, обеспечивалась преемственность по учебным годам.
Организация факультативных занятий осуществлялась согласно программам, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь. Всего в 2023/2024 учебном году на I ступени действовало 64 факультативные занятия, 280 учащихся (93,3 %) (Справочно: в 2022/2023 учебном году на I ступени действовало 38 факультативных занятий, 291 учащихся (92,4 %), в 2021/2022 на I ступени действовало 36 факультативов, 325 учащихся (98,8 %),в 2020/2021 учебный год на I ступени действовало 49 факультативов, 317 учащихся (98,8 %), в 2019/2020 учебный год – 38 факультативов, 256 учащихся, охват – 86,5 %); на II- III ступени – 21 факультативное занятие, 176 учащихся (45,8 %), (в 2023/2024 учебном году -, в 2022/2023 учебном году - 17 факультативов, 218 обучающихся (65 %),в 2021/2022 учебном году – 22 факультатива (82 %).
Общий охват факультативными занятиями в 1-11 классах в 2023/2024 учебном году составил 66,7% (456 учащихся). (Справочно: в 2022/2023 учебном году составил 73,4 % (509 учащихся), в 2021/2022 учебном году – 65,8 % (458 учащихся), в 2020/2021 учебном году – 81,1 % (546 учащихся).
Организация допрофильной подготовки на II ступени была направлена на формирование у учащихся осознанного выбора дальнейшего профильного обучения. С этой целью в VIII А и VIII Б классах организовано изучение на повышенном уровне учебных предметов «Математика» (19 учащихся), «Информатика» (6 учащихся), в IX классах продолжалось изучение на повышенном уровне учебных предметов «Информатика» (6 учащихся), «Английский язык» (18 учащихся).
В 2023/2024 учебном году в соответствии с нормативными правовыми документами в учреждении образования было организовано профильное обучение в X-XI классах с изучением предметов на повышенном уровне по физико-математическому, английско-математическому, химико-биологическому направлениям (модель 2).
Образовательный процесс осуществлялся в режиме пятидневной учебной недели в I-IV классах, в V-XI классах – в режиме шестидневной учебной недели (проведение факультативных занятий).
В шестой школьный день организовывалось проведение воспитательных мероприятий, физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы, занятий с высокомотивированными учащимися, занятий объединений по интересам, в том числе на платной основе, однако процент посещаемости в суботний день недостаточно высок.
При организации образовательного процесса педагогами учреждения образования использовались активные формы и методы обучения, элементы современных образовательных технологий, в том числе информационных. На протяжении учебного года активно использовались возможности лингафонного кабинета, кабинета интерактивного обучения, проводились уроки с использованием электронных образовательных ресурсов (проведено 1308 уроков с использованием ЭСО и ЭОР).
Работа с высокомотивированными учащимися проводилась согласно индивидуальным планам, графикам. Данные банка одарённых детей дважды в год обновлялись, проводился анализ преемственности, успешности выступления обучающимися в предметных олимпиадах, конкурсах исследовательского характера, турнирах. Вопросы результативности работы с высокомотивированными учащимися рассматривались в рамках совещаний при директоре (Протокол № 2 от 31.10.2023, Протокол № 3 от 30.11.2023, Протокол № 5 от 31.01.2024, Протокол № 6 от 29.02.2024, Протокол № 8 от 30.04.2024, Протокол № 9 от 31.05.2024 с определением проблем и путей их решения, определением дальнейших перспектив.
С целью результативной подготовки учащихся к республиканским олимпиадам не в полной мере использовались возможности факультативных, стимулирующих занятий. Необходимо отметить, что с целью занятости учащихся, а также повышения качества подготовки проводились занятия «Школы олимпийского резерва» в каникулярный период.
В 2023/2024 учебном году во втором этапе олимпиады младших школьников «Талантливые дети» по учебным предметам приняли участие 36 учащихся 3-4 классов. Результативность выступления – 20 дипломов (57%) (Справочно: в 2022/2023 учебном году во втором этапе олимпиады младших школьников «Талантливые дети» по учебным предметам приняли участие 25 учащихся 3-4 классов. Результативность выступления – 10 призовых мест (40%), 18 дипломов (72%), в 2021/2022 учебном году в районной олимпиаде младших школьников приняли участие 29 учащихся 3-4 классов. Результативность выступления – 9 призовых мест (31 %), 18 дипломов (62%), в 2020/2021 учебном году в районной олимпиаде младших школьников приняли участие 23 учащихся 3-4 классов. Результативность выступления – 10 призовых мест (43,5 %), 17 дипломов, в 2019/2020 учебном году количество участников – 22, количество призовых мест – 12 (54,5 %), количество дипломов – 19; в 2018/2019 учебном году количество участников – 20, количество дипломов – 7 (35 %).
В 2023/2024 учебном году во втором этапе республиканских олимпиад по учебным предметам приняли участие 39 учащихся IX-XI классов, из них 20 учащихся (52 %) получили дипломы. В третьем этапе республиканских олимпиад приняли участие 5 учащихся по шести учебным предметам («Информатика», «География», «История Беларуси. Всемирная история», «Химия»). По итогам третьего этапа республиканской олимпиады 2 учащийся стали призерами – диплом III степени по учебному предмету «География», 1 учащийся по учебному предмету «Химия», одна учащаяся получила диплом Белорусского исторического журнала за знание истории. (Справочно: в 2022/2023 учебном году во втором этапе республиканских олимпиад по учебным предметам приняли участие 39 учащихся IX-XI классов, из них 26 учащихся (66,7 %) заняли призовые места. В третьем этапе республиканских олимпиад приняли участие 6 учащихся по шести учебным предметам («Физика», «Информатика», «Белорусский язык», «География», «Биология», «Физическая культура и здоровье»). По итогам третьего этапа республиканской олимпиады 1 учащийся стал призером – диплом III степени по учебному предмету «География», 1 учащийся получил похвальный отзыв по учебному предмету «Информатика», в 2021/2022 учебном году 1 учащийся стал призёром по учебному предмету «Русский язык», в 2020/2021 учебном году 2 учащихся стали призерами (66,7 %): дипломы 3 степени по учебным предметам «Русский язык», «Физическая культура и здоровье», в 2019/2020 учебном году – количество участников – 8, количество призеров – 1). Следует отметить, что ни один из участников III этапа не принял участия в заключительном этапе.
В районной олимпиаде учащихся II ступени участвовало 79 учащийся по одиннадцати учебным предметам. Процент участников от количества учащихся V-VIII классов составил 25 %. Количество дипломов – 39 (41 %). (Справочно: в 2022/2023 учебном году - 81 учащийся по одиннадцати учебным предметам. Процент участников от количества учащихся V-VIII классов составил 25 %. Количество призовых мест – 25 (31 %). в 2021/2022 учебном году – 44 учащихся (14 %), количество призовых мест 18 (51,4 %)/
С целью расширения и углубления знаний обеспечивалось участие высокомотивированных обучающихся в дистанционных олимпиадах по учебным предметам. В 2023/2024 учебном году количество участников дистанционных олимпиад на II и III ступенях – 56 человек: 4 диплома первой степени (7 %), 13 дипломов второй степени (23 %) и 8 дипломов третьей степени (14%), что составило 45 %. (Справочно: в 2022/2023 учебном году количество участников дистанционных олимпиад на II и III ступенях – 15 человек: 3 диплома первой степени (20 %), 3 диплома второй степени (20 %) и 2 диплома второй степени (10 %), что составило 53,3 %. в 2021/2022 учебном году в дистанционных олимпиадах принял участие 15 учащийся, количество призовых мест – 9 (42,8 %). В 2020/2021 учебном году количество участников дистанционных олимпиад на второй и третьей ступенях – 6 человек, количество дипломантов – 4 человека (66,7 %).
Одним из приоритетных направлений работы с одарёнными учащимися является организация исследовательской деятельности.
В 2023/2024 учебном году во втором этапе фестиваля младших школьников «Я – исследователь» приняли участие 4 работы 4 учащихся. Для участия в третьем этапе районного фестиваля исследовательских работ младших школьников «Я – исследователь» было отобрано 2 работы, работы были отмечены дипломами I и II степени.
(Справочно: в 2022/2023 учебном году во втором этапе фестиваля младших школьников «Я – исследователь» приняли участие 7 работ 8 учащихся. Для участия в третьем этапе районного фестиваля исследовательских работ младших школьников «Я – исследователь» было отобрано 3 работы, каждая работа была отмечена дипломом II степени; в 2021/2022 учебном году в районном фестивале младших школьников «Я – исследователь» приняли участие 3 учащихся, двое из них отмечены дипломами II и один III степени.
В 2023/2024 учебном году в районном конкурсе работ исследовательского характера «Дерзайте, вы талантливы!» приняли участие 7 учащихся по 6 учебным предметам: дипломы I степени – английский язык, химия, физика, математика, трудовое обучение, астрономия; дипломы II степени – белорусский язык.
(Справочно: в 2022/2023 учебном году в районном конкурсе работ исследовательского характера «Дерзайте, вы талантливы!» приняли участие 7 учащихся по 6 учебным предметам: дипломы I степени – английский язык, химия, физика; дипломы II степени – белорусский язык; в 2021/2022 учебном году - 10 учащихся по 8 учебным предметам, 7 учащихся отмечены дипломами различных степеней, в 2020/2021 учебном году – 6 учащихся по 5 учебным предметам, 4 учащихся отмечены дипломами различных степеней). Данные цифры свидетельствуют о повышении качества подготовки педагогов и учащихся к участию в конкурсе работ исследовательского характера.
В 2023/2024 учебном году в областном конкурсе работ исследовательского характера (конференции) учащихся Минской области приняли участие 2 учащихся по учебным предметам «Физика», «Химия». Учащаяся Кривко Анастасия получила диплом II степени в секции «Химия, Кишко Данила получил похвальный отзыв в секции «Физика. Астрономия». (Справочно: 2022/2023 учебном году в очном этапе конкурса работ исследовательского характера (конференции) учащихся Минской области приняли участие 4 учащихся по учебным предметам: «Математика», «Физика», «Химия», «Белорусская литература», один учащийся отмечен дипломом III степени (физика, учитель Шалик А.А.). Учащиеся учреждения образования Салата Вадим и Шалик Павел принимали участие в XXVIII республиканском конкурсе работ исследовательского характера по учебному предмету «Физика» (учитель Шалик А.А.) дистанционно. Результат – похвальный отзыв за успешное выступление в секции «Физика». (Справочно: в 2022/2023 учебном году участие по учебным предметам «Физика» (учитель Шалик А.А.), «Химия» (учитель Жигало С.В.), «Информатика» (учитель Калько М.Н.).
В 2023/2024 учебном году команда школьников стала дипломантом II степени XIV областного турнира юных химиков (руководитель Жигало С.В.), дипломантом III степени областного турнира юных математиков (руководитель Уласень Н.И.),. (Справочно; В 2022/2023 учебном году школьная команда стала дипломантом III степени X областного мини-турнира юных математиков (руководитель Уласень Н.И.), дипломантом I степени XIII областного турнира юных химиков (руководитель Жигало С.В.), дипломантом III степени областного турнира юных физиков (руководитель Шалик А.А.). (Справочно: в 2021/2022 учебном году школьная команда стала дипломантом III степени IX областного мини-турнира юных математиков (руководители ., Уласень Н.И.), дипломантом I степени XII областного турнира юных химиков (руководитель Жигало С.В.), дипломантом III степени областного турнира юных физиков (руководитель Шалик А.А.), в 2020/2021 учебном году школьная команда стала дипломантом III степени VIII областного мини-турнира юных математиков (руководители Дудкова В.К., Уласень Н.И.), дипломантом II степени областного турнира юных химиков (руководитель Жигало С.В.), что свидетельствует о системной работе педагогов.
Вопросы результативности исследовательской деятельности учащихся рассмотрены на совещании при директоре Протокол № 4 от 29.12.2024 с определением проблем и путей их решения, дальнейших перспектив.
В 2023/2024 учебном году учащийся XI класса Мацукевич Захар прошёл обучения в учреждении образования «Национальный детский технопарк» по образовательному направлению «Информационные и компьютерные технологии» (Справочно: В 2022/2023 учебном году учащийся IX класса Шалик Павел прошёл обучения в учреждении образования «Национальный детский технопарк» по образовательному направлению «Информационные и компьютерные технологии» на октябрьской смене (05.10.2022 – 28.10.2022), обучающийся Х класса (Мацукевич Захар) прошёл обучения в учреждении образования «Национальный детский технопарк» по образовательному направлению «Информационные и компьютерные технологии» на июньской смене (05.06.2023 – 28.06.2023). В 2021/2022 учебном году 4 обучающихся подавали заявки на обучение в Национальном детском технопарке, двое из них прошли обучение по оброзовательным направлениям «Зелёная химия» и «Информационные и компьютерные технологии»).
На протяжении 2023/2024 учебного года учащиеся и педагоги учреждения образования принимали результативное участие в творческих конкурсах различного уровня: диплом III степени областного слета-конкурса ЮИД, сертификат участника Минского областного тура республиканского проекта «100 идей для Беларуси», второе место в номинации «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи конкурса «Библиотека – центр духовно-нравственного просвещения и воспитания», диплом І степени областного интернет-конкурса “Патриотизм глазами детей”, диплом ІІІ степени конкурса семейных видеороликов “Территория семьи”, 32 диплома республиканской онлайн-викторины “Я гражданин Республики Беларусь”;
диплом ІІІ степени областного конкурса “Педагогическая IT-мозаика (учитель Ильчик В.В.); диплом I степени, диплом II степени областного этапа республиканского конкурса технического творчества «TECHSKILLS», диплом I степени, диплом III степени областного этапа открытого республиканского IT -чемпионата «Робин -2024, диплом III степени Международной Scratch-олимпиады по креативному программированию – 2023» (учитель Калько М.Н.).
Особое внимание в учреждении образования уделялось вопросам итоговой аттестации учащихся, объективности выставления текущих и итоговых оценок. В 2023/2024 учебном году итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования подлежали 56 учащихся IX классов, по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования – 21 выпускник XI класса. Среди них – 6 претендентов на награждение золотой медалью, 1 – на награждение серебряной медалью, 4 – на получение свидетельств особого образца.
В 2023/2024 учебном году учащиеся XI класса сдавали два централизованных экзамена по белорусскому или русскому языку (по выбору) и один на выбор. Трое учащихся показали высокие результаты, набрав максимальный балл (Мацукевич Хахар по математике (учитель Уласень Н.И.), Кривко Анастасия по русскому языку (учитель Головач М.С.), Литвин Алина по белорусскому языку (учитель Котович В.Н.). От 90 до 98 баллов по белорусскому языку набрали Кишко Владислав, Троян Иван (учитель Котович В.Н.). От 90 до 99 баллов по русскому языку набрали Шиш Элина и Троян Иван (учитель Головач .М.С.), по математике – Кишко Владислав (учитель Игнатьева З.А.), Мацукевич Захар по физике (учитель Шалик АА.), Литвин Алина по истории (учитель Милишкевич Н.П.).
Анализ итогов сдачи экзаменов в 2023/2024 учебном году показал, что годовые отметки учащихся подтверждены. Высокий и достаточный уровень имеют от 95% до 100% учащихся XI класса, от 56 % до 75% учащихся IX классов. 6 учащиеся окончили школу с золотой медалью, один с серебряной медалью; 5 учащихся IX классов награждены свидетельствами особого образца.
(Справочно: Анализ итогов сдачи экзаменов в 2022/2023 учебном году показал, что годовые отметки учащихся подтверждены. Высокий и достаточный уровень имеют от 93% до 100% учащихся XI класса, от 56 % до 75% учащихся IX классов. 3 учащиеся окончили школу с золотой медалью; 7 учащихся IX классов награждены свидетельствами особого образца. Анализ итогов сдачи экзаменов в 2021/2022 учебном году показал, что годовые отметки учащихся подтверждены. Высокий и достаточный уровень имеют от 93% до 100% учащихся XI класса, от 61% до 75% учащихся IX классов. 4 учащихся окончили школу с золотой медалью, 1 учащийся – с серебряной медалью; 7 учащихся IX классов награждены свидетельствами особого образца; по итогам сдачи экзаменов в 2020/2021 учебном году годовые отметки учащихся подтверждены, а в некоторых случаях повышены. Количество учащихся, которые сдали экзамены на высоком и достаточном уровнях в 2020/2021 учебном году увеличилось. По белорусскому языку – 93 %, 2019/2020 учебный год – 92 %, по русскому языку – 100 %, 2019/2020 учебный год – 94 %. Положительная динамика наблюдается по учебному предмету «Математика» на повышенном уровне – 100 %, 2019/2020 учебный год – 96 %, на базовом уровне – 94 %, 2019/2020 учебный год – 89 %, по учебному предмету «Английский язык» на базовом уровне – 100 %, 2019/2020 учебный год – 84 %).
В 2023/2024 учебном году средний балл аттестата об общем среднем образовании составил 8,9 балла. Самый высокий балл – 9,8, самый низкий – 7,8. (Справочно: в 2022/2023 учебном году средний балл аттестата об общем среднем образовании составил 8,7 балла. Самый высокий балл – 9,7, самый низкий – 7,6; средний балл аттестата об общем среднем образовании в 2021/2022 учебном году средний балл аттестата об общем среднем образовании составил 8,8 балла. Самый высокий балл – 9,9, самый низкий – 6,9; в 2020/2021 учебном году составил 8,7 балла. Самый высокий балл – 9,7, самый низкий – 6,8. Средний балл аттестата об общем среднем образовании в 2019/2020 учебном году составил 8,7 балла. Самый высокий балл – 9,7, самый низкий – 7,2).
Из 21 выпускника XI класса поступили в учреждения высшего образования 18 (85,7 %), учреждения среднего специального образования 3 (14,3 %), что свидетельствует о качестве преподавания учебных предметов.
Выпускники 9 классов (56 учащихся) поступили в учреждения среднего специального образования 20 человек (35,7 %), учреждения профессионально-технического образования – 10 человек (17,9 %), 10 класс – 26 человек (46,4 %).
(Справочно: В 2022/2023 учебном году выпускники 9 классов (72 учащихся) поступили в учреждения среднего специального образования 14 человек (20,0 %), учреждения профессионально-технического образования – 10 человек (9,1 %), 10 класс – 25 человек (70,9 %).
в 2021/2022 учебном году из 79 обучающихся IX класов поступили в учреждения среднего специального образования 11 человек (20,0 %), учреждения профессионально-технического образования – 5 человек (9,1 %), 10 класс – 39 человек (70,9 %); в 2020/2021 из 62 учащихся IX классов поступили в учреждения среднего специального образования 16 человек (25,8 %), учреждения профессионально-технического образования – 10 человек (16,1 %), 10 класс – 36 человек (58,1 %).
С целью успешного профессионального самоопределения выпускников в 2023/2024 учебном году на базе Х класса (5 учащихся) открыта педагогическая группа и группа инженерной направленности (7 учащихся).
(Справочно: в 2021/2022 учебном году на базе Х класса был открыт педагогический класс (6 обучающихся), продолжал работу педагогический класс на базе ХI класса (7 обучающихся). Из них поступила в БГПУ им М.Танка 1 выпускница (14,3 %); в 2020/2021 учебном году была открыта педагогическая группа в Х классе из 8 учащихся, педагогическая группа ХI класса – 9 учащихся).
Организация профориентационной работы с учащимися IX, XI классов включала проведение встреч с работниками Клецкого РОВД, РОЧС, представителями Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники, БарГУ, Новогрудского торгово-экономического колледжа, Копыльского государственного колледжа, Дзержинской пограничной воинской части, участие школьников в Дне открытых дверей в Клецком СПЛ.
Специальное образование
Работа с детьми с особенностями психо-физического развития проходит посредством организации работы в классах интегрированного обучения и воспитания и в пункте коррекционно-педагогической помощи.
В 1 «А» классе образовательный процесс осуществлялся по программе специального образования на уровне общего среднего образования по учебному плану 2 класса специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с трудностями в обучении (работал учитель-дефектолог Маханова О.М.).
В 1 «Б» классе образовательный процесс осуществлялся по программе специального образования на уровне общего среднего образования по учебному плану 2 класса первого отделения специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с интеллектуальной недостаточностью (работал учитель-дефектолог Маханова О.М.)
В 4 «Б» классе образовательный процесс осуществлялся по программе специального образования на уровне общего среднего образования по учебному плану 5 класса специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с трудностями в обучении (работал учитель-дефектолог Маханова О.М.). Средний балл успеваемости учащейся по итогам учебного года составил 4,6 балла.
На протяжении учебного года проводилась работа по пополнению кабинета необходимыми материалами, позволяющими в полном объеме реализовывать разделы учебной программы.
В пункте коррекционно-педагогической помощи работали 2 учителя-дефектолога: один с высшей квалификационной категорией (Маринич В.Л.), один - с первой квалификационной категорией (Крицкая Е.К.).
В течении учебного года коррекционную помощь в пункте коррекционно-педагогической помощи получили 79 учащихся. На конец учебного года отчислено с исправленной речью 32 (36%) учащихся, 2 (2%) учащихся - по заявлению родителей, 1 (1%) учащийся - в связи с изменением образовательного маршрута; оставлено для продолжения коррекционных занятий 54 (61%) учащихся. В сравнении с предыдущими годами отмечается рост учащихся с нарушениями устной и письменной речи, стойкость данного вида нарушений, что требует наиболее длительного периода коррекционной работы.
В кабинете учителя-дефектолога Крицкой Е.К. создано адаптивное образовательное пространство: обеспечено наличие различных функциональных зон, кабинет оснащен современными средствами обучения, необходимыми дидактическими материалами, наглядными пособиями для коррекции устной и письменной речи, изготовленными педагогом. Также в наличии тематические презентации, аудио- и видеоматериалы.
Занятия учителей-дефектологов проводились в занимательной форме, использовались здоровьесберегающие, игровые и информационные технологии.
Учащиеся с особенностями психофизического развития принимали активное участие в школьных и районных мероприятиях: в концертной программе, посвященной Дню учителя, неделе Матери, новогоднем празднике «Время чудес», фестивале школьных надежд, в районном фестивале «Зажги свою звезду».
В ужреждении образования действует волонтерский отряд «Доброе сердце». Члены волонтёрского отряда посещали занятия в пункте корекционно-педагогической помощи, оказывали помощь при выполнении домашнего задания в группах продленного дня.
Сотрудничество с законными представителями учащихся проводилось в разных формах: индивидуальные и групповые консультации, выступления на родительских собраниях, налажена обратная связь с родителями в мессенджере Viber. Пропаганда дефектологических знаний осуществлялась посредством размещения материалов на информационном стенде, а также на сайте учреждения образования в рубрике «Специальное образование», где размещена информация об особенностях обучения и развития детей с ОПФР, материалы консультаций и рекомендации для родителей и педагогов.
Вместе с тем, освещение вопросов специального образования и представление педагогического опыта в средствах массовой информации, профессиональных изданиях является недостаточным. За последние 5 лет учителями-дефектологами Маринич В.Л. и Крицкой Е.К. подготовлено три публикации (в газету «Да новых перамог», «Настаўніцкая газета»).
С целью предупреждения и устранения проблем, приводящих к школьной дезадаптации ребенка с ОПФР, в учреждении образования создана группа психолого-педагогического сопровождения. Деятельность группы сопровождения осуществлялась согласно плану работы на текущий учебный год. В наличии протоколы заседаний, однако практические приложения к протоколам представлены не в полном объеме.
В учреждении образования имеются элементы безбарьерной среды: вход оборудован наружным пандусом, однако он не соответствует требованиям, имеется контрастная маркировка дверей и лестниц, табличка с названием учреждения образования с использованием шрифта Брайля, кнопка вызова.
Организация работы с педагогическими кадрами. Методическая работа
Методическая тема учреждения образования в 2023/2024 учебном году: методическое сопровождение деятельности педагогов на основе компетентностного подхода в организации образовательного процесса, способствующее обеспечению качества образования.
Структура методической службы представлена 8 методическими объединениями (учителей-предметников физико-математического, естественно-географического, филологического, лингвистического, физкультурно-трудового направлений, учителей начальных классов, методическим объединением классных руководителей, работа с молодыми специалистами).
Руководителями методических объединений определялось проблемное поле, составлены планы работы. При проведении заседаний методических объединений сочетались теоретическая и практическая части.
В 2023/2024 учебном году в учреждении образования работало 2 молодых специалиста первого года работы - Шляжко П.В. – учитель истории, Соколовский Ю.К. – учитель биологии и географии, 4 молодых педагога второго года работы (учитель английского языка Самохвал Е.В., учитель математики Ильчик В.В., учитель физической культуры и здоровья Шейко В.В.). Организация работы с молодыми педагогами осуществлялась в соответствии с «Положением о школе молодого учителя», планом работы «Школы молодого учителя». За молодыми учителями были закреплены опытные педагоги высшей квалификационной категории (учитель истории Милишкевич Н.П., учитель географии Вареник Н.М., учитель английского языка Галицкая Т.А., учитель математики Игнатьева З.А., учитель физической культуры и здоровья Салата Д.В.).
Вопросы результативности работы с молодыми учителями рассматривались в рамках совещаний при директоре.
Педагоги учреждения образования являлись активными участниками районных методических объединений, конференций, семинаров, принимали участие в районных методических объединениях учителей истории, белорусского языка и литературы, русского языка и литературы, иностранного языка, математики, физики, информатики, биологии, географии, искусства, физической культуры и здоровья, химии, допризывной и медицинской подготовки, начальных классов, воспитателей группы продлённого дня с представлением опыта работы.
Активизации профессиональной деятельности, формированию потребности в личностном росте способствовало участие педагогов в областных семинарах и вебинарах на базе МОИРО.
В учреждении образования работают районные ресурсные центры начальных классов, по воспитанию культуры безопасности, по информационным технологиям. Согласно плану работы районных ресурсных центров педагогами школы проводились консультации, мастер-классы, семинары-практикумы для педагогов и учащихся района по актуальным вопросам обучения и воспитания. В ноябре 2023 года в рамках смотра кабинетов представили опыт работы ресурсного центра по воспитанию культуры безопасности.
В школьном методическом журнале «В поисках истины» представлены материалы из опыта работы педагогов, эффективной педагогической практики. Журнал издаётся два раза в год.
Работа по популяризации педагогического опыта осуществляется и через деятельность школьных и районных учебно-методических объединений, размещение материалов на Педагогическом портале Республики Беларусь. Остаётся актуальным вопрос публикаций в средствах массовой информации.
Информатизация образовательного процесса
Для осуществления образовательного процесса использовалось 47 учебных кабинетов (в т.ч. современные учебные кабинеты физики и химии, оснащенные необходимым оборудованием), 2 библиотеки, 2 спортивных зала, актовый зал, спортивные площадки, стадион, 2 кабинета обслуживающего труда, мастерская технического труда, 2 кабинета информатики, РОББО-класс.
Все учебные кабинеты оснащены необходимой мебелью. Спортивный зал обеспечен необходимым спортивным оборудованием и спортивным инвентарём. Процент обеспеченности спортивным оборудованием составляет 98,1%.
В учреждении образования в наличии два компьютерных класса (12+1, 6+1), оборудованные интерактивными досками и мультимедийными проекторами, лингафонный кабинет (6+1). Кабинеты физики, химии оборудованы современными интерактивными досками, мультимедийными проекторами, мультибордом. В 30 учебных кабинетах установлены персональные компьютеры для обеспечения деятельности педагогов, организации образовательного процесса. Для обеспечения эффективной управленческой деятельности установлены и действуют 6 компьютеров (кабинеты заместителей директора по учебной работе, воспитательной работе, СППС, библиотека), имеется необходимая копировальная и множительная техника. Общее количество компьютеров – 53. Вместе с тем, необходимо отметить, что не все компьютеры учреждения объединены объединены в единую локальную сеть с выходом в Интернет.
Законным представителям несовершеннолетних учреждения образования представлена возможность ознакомиться с результатами учебной деятельности через электронный журнал. Однако процент регистрации родителей на данном ресурсе остаётся низким. Необходимо активизировать работу педагогов и родителей в данном направлении.
Компьютеризирована система учёта питания. Работники пищеблока (медсестра, кладовщик) осуществляли компьютерный учёт продуктов питания.
В библиотеке установлен программный комплекс «Библиограф» (в электронную базу данных занесено 34379 экземпляров, в т.ч. учебного фонда – 19756, основного фонда – 14756.
В учреждении образования действует Интернет-сайт, где представлена информация о деятельности школы, приоритетные направления работы.
В учреждении образования имеется пищеблок и обеденный зал на 150 посадочных мест. Пищеблок обеспечен необходимым технологическим холодильным оборудованием. Всё оборудование находится в рабочем состоянии. На основании договора с УП «Клецкий коопзаготпром» работал буфет. Для учащихся было организовано горячее питание на платной основе и за счёт средств бюджета. 293 учащихся школы получали бесплатное одноразовое питание, 152 – бесплатное трёхразовое, 68 – бесплатное двухразовое; 79 обучающихся 5-11 классов получали бесплатное одно-и двухразовое питание в зависимости от количества часов пребывания в учреждении образования. 224учащихся 5-11 классов получали обед за наличный расчёт, 70 – питались через буфет. Охват горячим питанием составил 87% (592обучающийся).
Средства спецсчёта используются для укрепления материально-технической базы школы, приобретения учебно-методических комплексов, электронных средств обучения, посуды и кухонного инвентаря для столовой, мебели для учебных кабинетов.
В 2024/2025 учебном году необходимо продолжить дальнейшее укрепление материально-технической базы, в том числе сделать капитальный ремонт пищеблока, ремонт душевых в спортзале. В летний период за счёт привлечения спонсорских средств проведен косметический ремонт кабинетов, заменена облицовочная плитка на крыльце школы, приобретен и установлен ЖКИ-телевизор в кабинете математики за счёт привлечения спонсорских средств.
Организация воспитательного процесса
Организация воспитательного процесса в 2023/2024 учебном году осуществлялась на основании Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2021/2025 гг., которая разработана в соответствии со статьей 95 Кодекса Республики Беларусь об образовании, Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, Комплексной программой воспитания детей и учащейся молодёжи на 2021/2025гг., целью которой является формирование всесторонне развитой Личности, развитие личностного потенциала школьников, формирование духовно-нравственных, гражданских и патриотических качеств.
Для достижения цели были выделены основные воспитательные задачи:
- создание условий для развития личностного потенциала учащихся;
- формирование у школьников активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информационной культуры;
- развитие детских и молодежных инициатив, ученического самоуправления;
- работы в шестой школьный день на основании интересов и потребностей учащихся;
- активное использование в практике работы информационно-коммуникационных технологий;
- обеспечение взаимодействия с семьей;
- организация работы по защите прав и законных интересов обучающихся, раннее выявление семейного неблагополучия;
- формирование у учащихся навыков культуры здорового образа жизни, безопасной жизнедеятельности;
- трудовое воспитание, организация профориентационной работы.
Приоритетными направлениями воспитательной работы являлись: идеологическое, гражданское и патриотическое воспитание, воспитание информационной культуры, духовно-нравственное воспитание, правовое воспитание и профилактика противоправного поведения, экологическое воспитание, воспитание культуры безопасности жизнедеятельности и навыков здорового образа жизни, экономическое, трудовое и профессиональное воспитание, взаимодействие учреждений общего среднего образования с семьей.
С целью формирования информационной культуры и гражданской компетентности в учреждении образования продолжилась реализация информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» для учащихся V-VII, VIII-XI классов.
В соответствии с Инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2023/2024 учебном году» каждый четвертый четверг месяца проводился «ШАГ» с приглашением представителей государственных органов и организаций, представителей общественных объединений, деятелей науки, культуры и др. Ключевая идея реализации проекта «ШАГ» для VIII–XI классов в 2023/2024 учебном году – рассказать учащимся о важнейших достижениях Республики Беларусь за годы независимости с использованием результатов многолетних социологических исследований, характеризующих развитие различных сфер общественной жизни нашей страны. В рамках проекта на протяжении 2023/2024 учебного года было организовано и проведено девять информационно-пропагандистских встреч с участием представителей общественности «Родина моя Беларусь в лицах. От весёлых стартов до спортивных вершин», «Родина моя Беларусь в лицах. Семья – начало всех начал», «Родина моя Беларусь в лицах. В этой красе величавой есть доля труда моего», «Родина моя Беларусь в лицах. Хранители прекрасного», «Родина моя Беларусь в лицах. Славные имена в науке и образовании», «Родина моя Беларусь в лицах. Защитники Отечества». С целью формирования нравственных качеств учащихся в учреждении образования продолжилась работа Международного культурно-гуманитарного проекта «Киноуроки в школах мира». К каждому фильму было создано методическое пособие для учителя, предлагающего способ подачи учебно-воспитательного материала, раскрывающего авторский замысел содержания, расставляя акценты при формировании восприятия школьниками вводимого понятия, его значения и вариантов проявления в жизни. («Эра», «Шайба», «Воин света», «Наследники Победы», «Стеша», «Трудный выбор», «Дом» и др.)
Воспитание патриота и гражданина проводится через изучение истории района, города, героических подвигов земляков, жизненного пути выдающихся деятелей Беларуси, родословных семей, через неделю патриотических дел «Герои живут рядом», встречи с работниками Клецкого райвоенкомата, проведение «ШАГ», единых уроков памяти «Нам этот мир завещано беречь», посвященный 80-летию окончания Великой Отечественной войны, «О чем звонят колокола Хатыни?», посвященного 81-й годовщине трагедии в Хатыни, уроков мира, «Беларусь – страна мира, дружбы и добрососедства, единого урока, посвященного Дню единения народов Беларуси и России, вручение подарочного издания «Я – гражданин Республики Беларусь» и др.
С целью совершенствования форм и методов патриотического воспитания учащихся руководителем по военно-патриотическому воспитанию является Качаловский Егор Викторович. На протяжении 2023/2024 уч.г. осуществлялось взаимодействие с ресурсным центром по военно-патриотическому воспитанию на базе Государственного учреждения образования «Клецкая средняя школа № 1», председателем районного совета ветеранов войны в Афганистане – Захаровым Сергеем Ивановичем, общественными организациями – военным комиссариатом Клецкого района, посещение музея Великой Отечественной войны, центра безопасности МЧС г. Минска, Бобруйска, Клецка. .Военно-патриотический клуб «Патриот» был отмечен благодарностью за участие в Дне открытых дверей УВД Минского облисполкома.
В целях повышения эффективности воспитательной работы в учреждении образования активизирована деятельность патриотического клуба «Патриот». Учащиеся клуба «Патриот» приняли участие в посадке деревьев «Аллея народного единства», в районном празднике, посвященном Дню народного единства, участие школьной команды «Наследники» в районной интеллектуально-развлекательной игре ОО «БРПО» и ОО «БРСМ» «Молодежный/пионерский квиз»; участие во II этапе Республиканского конкурса «Я патриот своей страны», в рамках пилотного проекта «Поезд памяти»; в районной военно-спортивной игре «Защитник Отечества», в военно-спортивной игре «Слёт боевых мальчишек», акции «Письмо солдату», Всебелорусском диктанте «Я расскажу о Победе», конкурсе сочинений «В тот день, когда закончилась война», воспитательных мероприятиях: «Письмо о Беларуси (с участием прокурора Клецкого района), «Это забыть невозможно (ко Дню воинов-интернационалистов), «Мы будем помнить» (ко Дню юного героя-антифашиста), «Мы- граждане своей страны» (ко Дню Конституции Республики Беларусь). Школьная команда «Соколы» заняла почётное I место в районной военно-патриотической игре «Зарница», 1 место в военно-спортивной игре «Защитники Отечества». Грицук Иван, учащийся 9 «В» класса стал победителем областного интернет-конкурса литературных работ «Патриотизм глазами детей».
Важным направлением воспитательной работы являлось воспитание у учащихся культуры безопасной жизнедеятельности. В школе организована работа объединений по интересам ЮИД «Зебрята», «Юный спасатель». Создан и действует районный ресурсный центр по ОБЖ «Воспитание культуры безопасности жизнедеятельности». В 2023 году районный ресурсный центр принял участие в районном конкурсе кабинетов ресурсных центров по ОБЖ, где был отмечен сертификатом участника. В сентябре 2023 года был проведён месячник профилактики дорожно-транспортного травматизма, в рамках которого прошла акция «Стань заметнее»; был проведён единый день знаний правил дорожного движения. Учащиеся школы стали участниками акций «Молодежь за безопасность», «Ребёнок-главный пассажир». С этой же целью проводились встречи учащихся, педагогов и родителей с сотрудниками РОЧС, РОВД. Ежегодно учащиеся школы становятся победителями и призёрами районного этапа конкурсов «Спасатели глазами детей», «Соблюдаем законы дорог». Особое внимание уделяется безопасности в сети Интернет. Дипломами II, III степени в районном этапе «Школа безопасности – 2024». На 52-ом областном слёте отрядов ЮИД в «Зубрёнке» отряд ЮИД «Зебрята» занял почётное III место.
Формированию духовно-нравственных качеств, духовных ценностей личности способствовало проведение мероприятий нравственного содержания, которое включало проведение фестиваля-марафона «Крылья Ангела», участие в благотворительной акции «Чудеса на Рождество», «Пионерский мост содружества», «От всей души», «Три десятка добрых дел». Для учащихся 5-6 классов в учреждении образования открыт факультатив «Основы православной культуры». Дипломом 2 степени областного конкурса работ в номинации «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи» отмечена школьная библиотека учреждения образования.
Большое внимание уделялось развитию творческих способностей учащихся. На протяжении года проведены концертная программа «С любовью и благодарностью!», День самоуправления, Неделя Матери «Мамино сердце», новогодние праздники, День народного единства, День Конституции.
Одним из приоритетных направлений воспитательной работы являлось формирование у школьников культуры здорового образа жизни. В учреждении образования разработан и реализуется проект «Быть здоровым – это модно», направленный на формирование у учащихся навыков здорового образа жизни. Учащиеся школы являлись активными участниками районных соревнований по баскетболу, волейболу, футболу, лыжным гонкам, настольному теннису, летнему многоборью, участниками акции «Минщина спортивная». Принимали активное участие в социальном проекте «Дотянись до мечты», олимпийском уроке, республиканской акции «Неделя спорта и здоровья»; Днях здоровья; соревнованиях по подвижным играм «Вас вызывает Спортландия!»; республиканских соревнованиях «Снежный снайпер», в районных соревнованиях по плаванию «Спасение на водах» (дипломы 2, 3степени).
Особое внимание уделялось трудовому, экологическому воспитанию школьников. Разработаны и представлены для участия в конкурсах проекты практической направленности. По инициативе актива клуба «Эколог» проведены акции «Чистый город», «Наш Школьный Дом», «Сохраняй и приумножай», «Наведем порядок сами», конкурсы творческих работ: рисунков, плакатов, фотографий, оформлены выставки на экологическую тематику «Мир, в котором я живу», «Сохраним планету». Учащиеся школы являлись активными участниками республиканского конкурса-акции по сбору вторсырья «Сделаем мир чище!», участниками Недели леса «Сохраним лес вместе». Ребята принимают активное участие в республиканской акции «Сады надежды». Учащиеся учреждения образования приняли участие в районном конкурсе творческих работ «Безопасный труд моих родителей», где были награждены дипломами I, II степени. В районном этапе республиканского дистанционного конкурса по интерьерному дизайну и флористике «Зеленый дом» в номинации «Пасхальная композиция» 2 место заняла работа « Пасхальный дар».
Формированию осознания труда как личностной и социальной ценности, осознанного профессионального выбора, социальной значимости профессиональной деятельности способствовала работа школьных объединений по интересам, организация волонтерской деятельности, межведомственное взаимодействие.
Важное место в воспитательной системе школы занимает дополнительное образование, целью которого являлось выявление и развитие творческих способностей школьников, формирование всестороннеразвитой личности.
Охват учащихся объединениями по интересам 77,5% в 2022/2023 учебном году – 43%, в 2021/2022 учебном году – 37%, 2020/2021 учебном году –51%.
В 2023/2024учебном году необходимо активизировать работу объединений по интересам, использовать для организации внеурочной деятельности активные формы и методы.
Успешность работы подтверждается результатами: 5 дипломом районного конкурса рисунков «Нам мир завещано беречь», диплом 2 степени в районном конкурсе «Защитники Отечества», в номинации «Открытка» районный смотр-конкурс рисунков «Безопасный труд моих родителей» (диплом 1 степени, диплом 2 степени) (Тагиева Т.В.).
Деятельность общественных объединений «БРПО» и «БРСМ» направлена на развитие личностного потенциала учащихся, формирование активной жизненной позиции. Общественные объединения БРПО и БРСМ являются наиболее массовыми школьными организациями. В 2023/2024 году – 522 учащихся, из них пионеров – 268,октябрят – 254. В 2022/2023 году – 592 учащихся, из них пионеров – 335, октябрят – 257, в 2021/2022 учебном году в рядах ОО «БРПО» состояло 457 учащихся, из них октябрят -219 , пионеров – 238. Члены ОО «БРПО» являлись активными участниками областных и республиканских акций, творческих конкурсов и смотров, в т.ч. «От всей души», «Чудеса на Рождество».
В рамках Всебелорусской патриотической акции «Мы – граждане Беларуси» состоялось торжественное вручение паспортов ОО «БРСМ» «Будущее - за молодежью». Учащиеся приняли участие в молодежном квизе, онлайн-конкурсе «Битва умов». На зональном этапе республиканского молодежного проекта «100 идей для Беларуси» учащиеся 8 «А» класса Вабищевич Глеб, Самохвалов Евгений, учащийся 10 класса приняли участие в Минском областном туре «100 идей для Беларуси». Тимовец Анастасия, учащаяся 9 «А» класса приняла участие в областном этапе республиканского правового турнира «Сила закона», где была отмечена сертификатом.
В 2024/2025 учебном году необходимо активизировать деятельность первичных общественных организаций, обеспечить действенную работу школы актива «Лидер».
Содержание методической работы с классными руководителями в 2023/2024 учебном году было направлено на гражданское и патриотическое воспитание: сентябрь 2023 года – «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в 2023/2024 учебном году», ноябрь 2023 – «Системный подход в формировании активной гражданской позиции учащихся», январь 2024 – «Использование этических бесед и диалогов как средство повышения духовно-нравственного воспитания учащихся, апрель 2024 – «Роль школы и семьи в приобщении учащихся к здоровому образу жизни, ценностному отношению к своему здоровью». Ежегодно в учреждении образования реализуется проведение «Родительских университетов», направленных на тесное сотрудничество с родительской общественностью.
На основании анализа воспитательной работы на 2024/2025 учебный год выделены основные задачи:
- обеспечение условий для развития личностного потенциала учащихся;
- активизация работы школьного и классного самоуправления;
- обеспечение качества и уровня проведения воспитательных мероприятий в рамках шестого школьного дня;
- обеспечение эффективности социально-педагогического и психологического сопровождения воспитательного процесса, профилактической работы по предупреждению противоправного поведения несовершеннолетних;
- организация действенной работы с семьями воспитанников, направленной на профилактику и раннее выявление семейного неблагополучия.
Социально-педагогическая поддержка обучающихся и оказание им психологической помощи в учреждении образования в 2023/2024 учебном году осуществлялись через обеспечение благоприятных условий для успешной социализации обучающихся; содействие личностному и индивидуальному развитию школьников, успешному профессиональному самоопределению выпускников, профилактику противоправных действий обучающихся, профилактику и раннее выявление семейного неблагополучия, формирование у обучающихся потребности в здоровом образе жизни, оказание правовой помощи несовершеннолетним, признанным находящимся в СОП, несовершеннолетним, с которыми проводится ИПР, повышение уровня психолого-педагогической и правовой компетентности всех участников образовательного процесса: обучающихся, педагогов, родителей.
Приоритетными направлениями деятельности педагога социального и педагога-психолога являлись организация работы по профилактике противоправных действий среди несовершеннолетних, предотвращению использования курительных смесей, ПАВ и их аналогов, профилактике компьютерной и игровой зависимости; раннее выявление и профилактика семейного неблагополучия, организация работы с семьями, дети в которых признаны находящимися в социально опасном положении.
В 2023/2024 учебном году в учреждении образования обеспечивалась системная и целенаправленная работа по психолого-педагогическому просвещению учащихся, педагогов, законных представителей несовершеннолетних, профилактике суицидального поведения учащихся.
Целью работы являлось обеспечение психологически безопасной и комфортной образовательной среды, формирование у школьников ценностного отношения к жизни. До 01.12.2023 года проведена диагностика учащихся V-XI классов по выявлению повышенного риска суицидального поведения, в которой приняли участие 99% учащихся (2 учащихся IX классов не приняли участие, по причине обучения и оздоровления в УО «Узденская государственная санаторная школа-интернат»). За 2023/2024 учебный год педагогам-психологам учреждения образования проводилась информационно-просветительская работа, содействующая повышению компетентности педагогов, учащихся и родителей по сохранению и укреплению психологического здоровья, по обучению навыкам бесконфликтного общения, обучению несовершеннолетних безопасному поведению в целях защиты от агрессии окружающих, развитию волевых качеств. Проведен ряд информационно-обучающих мероприятий с целью распространения знаний об особенностях суицидального поведения, способах самопомощи и выработку умений противостоять стрессовым факторам, обучению навыкам бесконфликтного общения, саморегуляции эмоционального состояния, управления стрессом.
В рамках месячников по профилактике суицидального поведения среди учащихся (10.09 – 10.10.2023; 11.03 – 10.04.2024) в учреждении образования были распространены информационные листы и буклеты для участников образовательного процесса, проведены мероприятия с участниками образовательного процесса по вопросам распознавания маркеров суицидального поведения, формированию жизнеутверждающего поведения несовершеннолетних, информирование учащихся о «телефонах доверия», республиканской телефонной «горячей линии» по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию. Актуализирована информация на сайте учреждения образования и информационных стендах о телефонах доверия, Республиканском центре психологической помощи, о работе онлайн-консультирования педагога-психолога на базе ГУО «Клецкий районный социально-педагогический центр».
По состоянию на 01.08.2024 года в учреждении образования обучалось восемь учащихся, с которыми проводилась индивидуальная профилактическая работа (по состоянию на 01.08.2023 года – три). Особое внимание уделялось организации внеурочного времени данных учащихся (включение их в объединения по интересам на базе школы, занятия в ГУДО «Клецкий ЦДТ», ГУ «ДЮСШ Клецкого РИК»). Профилактическая работа с учащимися ИПР проводилась согласно программам индивидуальной профилактической работы и была направлена на правовое просвещение несовершеннолетних, недопущение совершения ими повторных правонарушений.
За летний период 2024 года обучающимися правонарушений и преступлений не совершено (в сравнении с аналогичным периодом 2023 года – три).
Важным направлением деятельности педагога социального и педагога-психолога являлось раннее выявление и профилактика семейного неблагополучия, организация работы с семьями, в которых дети признаны находящимися в социально опасном положении, по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной обстановки для несовершеннолетних.
С целью реализации Декрета Президента Республики Беларусь № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» и Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2019 года № 22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении» особое внимание уделялось раннему выявлению семейного неблагополучия. С целью изучения особенностей семейного воспитания несовершеннолетних специалистами социально-педагогической и психологической службы, классными руководителями посещались семьи обучающихся. Результаты посещения рассмотрены на заседаниях совета профилактики.
Руководствуясь Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 15 января 2019 года № 22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении», осуществлялось раннее выявление семейного неблагополучия и признание несовершеннолетних находящимися в социально опасном положении. По состоянию на 01.08.2024 года в учреждении образования обучалось 7 несовершеннолетних признанных находящимися в социально опасном положении, воспитывающихся в 6 семьях (по состоянию на 01.08.2023 года – 8 несовершеннолетних из 6 семей.
За 2023/2024 учебный год получено 24 сообщения о детях, оказавшихся в неблагоприятной обстановке, из них: 15 информирований из управления по образованию, спорту и туризму Клецкого РИК, 2 докладные записки от педагогических работников, 4 постановления с КДН Клецкого РИК, 2 постановления с Клецкого РОВД, 1 телефонный звонок (в сравнении с 2022/2023 учебным годом – 17, из них: 9 информирований из управления по образованию, спорту и туризму Клецкого РИК, 4 докладные записки от педагогических работников, 2 постановления КДН Клецкого РИК, 2 анонимных звонка).
Работа по раннему выявлению семейного неблагополучия, профилактике социального сиротства способствовала:
-повышению родительской ответственности за воспитание и содержание несовершеннолетних;
-профилактике и раннему выявлению семейного неблагополучия (за 2022/2023 учебный год – 8 учащихся из 6 семей, за 2023/2024 учебный год – 11 учащихся из 9 семей);
-активной роли педагогических работников по выявлению детей, оказавшихся в неблагоприятной обстановке (в 2022/2023 учебному году – 4 докладные записки, в сравнении с 2023/2024 учебным годом – 2).
На протяжении 2023/2024 учебного года проводилась системная и целенаправленная работа по пропаганде здорового образа жизни, обеспечению безопасности жизнедеятельности в общественных местах.
В рамках Недели правовых знаний, межведомственной профилактической акции «Дружим с Законом!», информационной акции «АНТИСПАЙС» в учреждении образования проведены мероприятия, направленные на формирование у учащихся осознанного законопослушного поведения, привития им духовных и нравственных ценностей, стремления их к здоровому образу жизни, пропаганду ответственного родительства, организацию разъяснительной работы, обеспечение общественной безопасности, профилактику противоправного поведения несовершеннолетних и предупреждение несчастных случаев с их участием, ориентацию несовершеннолетних на отказ от спайсов, курительных смесей, пропаганду здорового образа жизни.
В 2023/2024 учебном году работа школьной библиотеки осуществлялась в соответствии с годовым планом работы. Реализация плана работы соответствовала поставленным задачам нормативно-правовому обеспечению по организации работы школьной библиотеки.
С целью обеспечения эффективности работы по формированию у пользователей информационной культуры библиотекарями проводились тематические мероприятия в рамках школьного дня, мероприятия по пропаганде и популяризации книги и чтения, новинок педагогической и методической литературы (в т.ч. экскурсии, заочные путешествия, викторины, устные журналы, часы общения, конкурсные программы, книжные выставки).
Учащиеся школы принимали активное участие в проведении общешкольных акций и мероприятий, проводимых библиотекой. Ежегодная акция «Подари библиотеке книгу» позволила пополнить книжный фонд библиотеки.
Деятельность учреждения образования направлена на обеспечение безопасных условий для всех участников образовательного процесса. С учащимися проводились занятия по изучению и выполнению требований охраны труда и безопасного поведения.
Вопросы соблюдения санитарно-гигиенического режима, требований охраны труда рассматривались на совещаниях при директоре, педагогических советах, оперативных совещаниях.
С целью организации эффективного досуга, занятости и оздоровления обучающихся в каникулярный период организована работа оздоровительного лагеря. Особое внимание уделяется оздоровлению детей из семей состоящих на учете социально-опасных, многодетных и малообеспеченных семей.
С целью сохранения и укрепления здоровья школьников ежегодно проводился углубленный медицинский осмотр обучающихся. По результатам углубленного медицинского осмотра школьников в 2022 году наблюдалось снижение количества обучающихся с заболеваниями органов дыхания, нервной системы. При этом отмечалось увеличение количества обучающихся с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы.
Остаются проблемными вопросы обеспечения качества знаний обучающихся, повышение уровня подготовки обучающихся к централизованному тестированию и участию в третьем этапе республиканской олимпиады по учебным предметам, организация системной исследовательской деятельности обучающихся, повышение уровня воспитанности обучающихся.