Публичный отчет

В течение 2022/2023 учебного года работа педагогического коллектива  учреждения образования была направлена на достижение поставленной цели: Создание условий для совершенствования образовательного пространства школы, обеспечивающей развитие субъектов образовательного процесса в условиях формирования личностно-профессиональных компетенций  педагогов и личностно-учебных компетенций обучающихся.

Основными задачами являлись:

продолжение работы по созданию условий для реализации личностных творческих способностей одаренных и высокомотивированных обучающихся за счет повышения эффективности учебных и факультативных занятий в условиях допрофильной подготовки и профильного обучения, исследовательской деятельности, посредством участия в творческих и интеллектуальных конкурсах.

продолжение работы по повышению качества образования  школьников путем создания комфортных условий для развития индивидуальных особенностей каждого ребенка, формирования здорового образа жизни и соблюдения санитарных правил и норм при организации образовательного процесса.

повышение профессиональной компетентности педагогов путем непрерывного образования и самообразования, повышения качества методической работы, распространения педагогического опыта и повышения квалификации через формирование позитивной профессиональной установки.

повышение эффективности педагогического взаимодействия с семьей, развитие партнерских отношений  с социумом для защиты прав и законных интересов обучающихся, профилактики возникновения суицидального риска, совершения преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних через систему социальной, воспитательной и идеологической работы;

обеспечение обучающимся условий для обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции в обществе; разработка и реализация образовательных и коррекционно-развивающих программ.

В 2022/2023 учебном году в учреждении образования действовало 30 классов, обучалось 696 обучающихся (Справочно: в 2021/2022 учебном году – 694 обучающихся; в 2020/2021 учебном году 683 обучающихся).          На I ступени – 13 классов (315 обучающихся), на II-III ступени – 17 классов (381 обучающийся). Наблюдается стабильное увеличение количества обучающихся в школе. Учебные занятия были организованы в две смены.  Во вторую смену обучалось три III-х класса (91 обучающийся). Организована работа 6 групп продленного дня (156 обучающихся). Охват  обучающихся ГПД составил 69,3 % от общего числа обучающихся начальных классов. На протяжении последних лет отмечается стабильность количественного состава группы продлённого дня, полное удовлетворение запросов родителей. Для трех обучающихся было организовано обучение на дому (в 2 классе, 3 классе,  4 классе).

В 2021/2022 учебном году образовательный процесс в учреждении образования осуществляли 62 педагога, из них 58  (93,5%) имеют высшее и 4 (6,5%) среднее специальное образование. Педагогический стаж до 5 лет имеют 5 педагогов (8,1%), от 5 до 10 лет – 7 (11,3%), от 10 до 15 лет –1 (1,6%), от 15 лет и более – 49 педагогов (79%).

Высшую категорию имеют 25 педагогов (40,3%), первую – 26 (41,9%), вторую – 5 (8,1%), не имеют квалификационной категории 6 педагогов (9,7%).

Кадровый состав педагогического коллектива стабильный, значительного движения кадров не отмечается.

В учреждении образования согласно приказу работала аттестационная комиссия, согласно перспективному плану аттестации педагогических работников на период с 2020 по 2025 годы, плану работы аттестационной комиссии на 2022/2023 учебный год. Обеспечивалось ведение протоколов заседаний аттестационной комиссии, изданы приказы о проведении аттестации, присвоении квалификационных категорий. Разработаны и утверждены графики проведения аттестации, программы изучения деятельности аттестуемых педагогов. Оформлены аттестационные материалы (заявления аттестуемых, журнал регистрации заявлений об аттестации, протоколы заседаний аттестационной комиссии, характеристики аттестуемых педагогов, аналитические материалы по изучению деятельности аттестуемых).

В 2022/2023 учебном году согласно плану аттестации было выдано 10 направлений на квалификационный экзамен для прохождения аттестации на высшую категорию на базе МОИРО: учитель начальных классов Заяц М.К., учитель географии Вареник Н.М., учитель начальных классов Грицук Т.А., учитель начальных классов Приступа Г.А., учитель начальных классов Леонович Ж.В., учитель физической культуры и здоровья Ермашевич С.Р., учитель начальных классов Антонович И.Г., учитель английского языка Семёнова Т.Г., учитель начальных классов Слонимская И.А., учитель истории и обществоведениятМилишкевич Н.П. Приглашение на квалификационный экзамен получили Заяц М.К. (экзамен сдан 15.01.2023), Вареник Н.М. (экзамен сдан 16.01.2023), учитель обслуживающего труда Жданюк Н.А (экзамен сдан 11.05.2023), учитель технического труда Карпач И.А. (экзамен сдан 11.05.2023). Кроме того, повысили квалификационную категорию:      Филипчик В.И., учитель истории (I квалификационная категория), Матейко Е.Н., воспитатель группы продлённого дня (II квалификационная категория), Крикало Н.А., педагог-организатор (II квалификационная категория), Воронкович Н.А., учитель физики, информатики (II квалификационная категория), Вечорко Н.А., учитель факультативных занятий (II квалификационная категория).

 (Справочно: в 2022/2023 учебном году согласно плану аттестации был аттестован 1 педагог  на высшую категорию).

В 2022/2023 учебном году 27 педагогов прошли повышение квалификации на базе МОИРО, АПО,  БГУФиК (Справочно:в 2021/2022 г. – 25, в 2020/2021 г. – 17), в том числе в дистанционной форме – 5 педагога.

Организация управления учреждением образования осуществлялась в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Республики Беларусь, Устава учреждения образования, коллективного договора, правил внутреннего трудового распорядка.

Администрацией школы в деятельности по управлению учреждением образования обеспечивалось взаимодействие с органами самоуправления, в том числе педагогическим советом, попечительским советом.

Заседания педагогического совета проводились 1 раз в четверть  в соответствии с годовым планом работы школы. Тематика педагогических советов была разработана на основе программы развития учреждения образования исходя из анализа работы за прошлый учебный год, актуальных вопросов современной системы образования и направлена на решение задач, поставленных на учебный год. Решения педагогических советов утверждены приказом директора школы с принятием управленческих решений.

В школе действовал попечительский совет, деятельность которого была направлена на укрепление материально-технической базы, обеспечение качественной образовательной среды для обучения и воспитания обучающихся. 

Внутренний контроль в учреждении образования разработан на 5 лет. На основании перспективного плана работы, задач школы, проблем внутренний контроль осуществлялся в соответствии с планом и графиком. Согласно годовому плану внутренним  контролем были охвачены все основные направления работы учреждения образования.

В рамках внутреннего контроля были изучены вопросы качества преподавания учебных предметов «Белорусский язык», «Русская литература», «История Беларуси», «Всемирная история», «Человер и мир». Руководством учреждения были посещены учебные, факультативные занятия по данным учебным предметам, воспитательные мероприятия, проводились контрольные работы, тестирование, анализ школьной документации (календарно-тематического планирования, ведение личных дел обучающихся,  классных журналов, выполнение письменных работ обучающимися и др.).

По итогам контроля составлены аналитические справки, изданы приказы с принятием управленческих решений, вопросы рассмотрены на совещаниях при директоре, педагогических советах.

 

Организация и состояние образовательного процесса

Образовательный процесс в 2022/2023 учебном году организовывался согласно Кодексу Республики Беларусь Об образовании, нормативных правовых документов, рекомендованных Министерством образования Республики Беларусь для учреждений общего среднего образования, локальных нормативных документов              и плана работы учреждения образования на 2022/2023 учебный год.

Учебный план учреждения на 2022/2023 учебный год был составлен на основе типового учебного плана средней школы, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 16.05.2022 № 120. С соблюдением санитарно-гигиенических норм было составлено расписание учебных, факультативных занятий. Уровень недельной нагрузки на ученика не превышал максимально допустимой нормы. Учебные программы и их практическая часть выполнены.

В соответствии с учебными программами для общеобразовательных учреждений, инструктивно-методическими  письмами Министерства образования Республики Беларусь о преподавании учебных предметов  учителями было скорректировано примерное календарно-тематическое планирование, рекомендованное Министерством образования Республики Беларусь.

Факультативные занятия были  организованы на основании образовательных потребностей обучающихся         и родителей, заявлений законных представителей обучающихся. Факультативное обучение было организовано         по различным направлениям (естественно-математическому, гуманитарному, спортивному, воспитательному, профориентационному). При этом учитывались образовательные запросы обучающихся и их родителей, обеспечивалась преемственность по учебным годам.

Организация факультативного обучения осуществлялась согласно программам, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь. Всего в 2022/2023 учебном году на I ступени действовало                   38 факультативов, 291 обучающихся (92,4 %) (Справочно: в 2021/2022 на I ступени действовало 36 факультативов, 325 обучающихся (98,8 %),в 2020/2021 учебный год на I ступени действовало 49 факультативов, 317 обучающихся (98,8 %),  в 2019/2020 учебный год – 38 факультативов, 256 обчающихся, охват – 86,5 %); на 2-3 ступени – 17 факультативов, 218 обучающихся (65 %), в 2021/2022 учебном году – 22 факультатива (82 %).

Общий охват факультативными занятиями в 1-11 классах в 2022/2023 учебном году составил 73,4 % (509 человек). (Справочно:  в 2021/2022 учебном году – 65,8 % (458 человек), в 2020/2021 учебном году – 81,1 % (546 человек).

Организация допрофильной подготовки на II ступени была направлена на формирование у обучающихся осознанного выбора направления дальнейшего профильного обучения. С этой целью продолжалось в VIII Б и VIII В классах изучение на повышенном уровне английского языка, в VIII-ых классах было организовано изучение информатики на повышенном уровне, в IX  классах продолжалось изучение математики и русского языка на повышенном уровне.

В 2022/2023 учебном году в соответствии с нормативными правовыми документами в школе было организовано профильное обучение в X-XI классах с изучением предметов на повышенном уровне по физико-математическому, гуманитарному (русский язык, английский язык), химико-биологическому направлениям    (модель 2).

Образовательный процесс осуществлялся в режиме пятидневной учебной недели в I-IV классах, в V-XI классах – в режиме шестидневной учебной недели (проведение факультативных занятий).

В шестой школьный день организовывалось проведение  воспитательных мероприятий, физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы, занятий с высокомотивированными учащимися, занятий объединений по интересам, занятий кружков на платной основе, однако процент посещаемости в суботний день оставляет желать лучшего.

При организации образовательного процесса педагогами школы использовались активные формы  и методы обучения, элементы современных образовательных технологий, в том числе информационных. На протяжении учебного года активно использовались  возможности лингафонного кабинета, кабинета интерактивного обучения, проводились уроки с использованием электронных образовательных ресурсов (проведено 1308 уроков с использованием ЭСО и ЭОР).

В период проведения самоконтроля с целью определения результативности образовательного процесса были проведены контрольные работы по учебным предметам «Математика», «Белорусский язык», «Русский язык» в III-IV классах; по  учебным предметам «Математика» – в VIII, IX, XI классах, «Физика» – в X, XI  классах, «Информатика» – в VIII классах, «Химия» – в X классе. По результатам контрольных работ 87 обучающихся (23%) имели высокий уровень учебных достижений, 141 (37%) – достаточный, 102 (27%) – средний, 49 (13%) – удовлетворительный, низкий уровень отсутствовал. Средний балл  по учреждению образования по результатам контрольных работ составил 7,1 баллов.

Работа с высокомотивированными обучающимися проводилась согласно индивидуальным планам, графикам. Данные банка одарённых детей дважды в год обновлялись, проводился анализ преемственности, успешности выступления обучающимися в предметных олимпиадах, конкурсах исследовательского характера, турнирах. Вопросы  результативности работы с высокомотивированными обучающимися рассматривались          в рамках совещаний при директоре Протокол № 3 от 28.10.2022, Протокол № 4 от 30.11.2022, Протокол № 6        от 25.01.2023, Протокол № 10 от 27.05.2023  с определением проблем  и путей  их решения, определением дальнейших перспектив.

С целью результативной подготовки обучающихся к республиканским олимпиадам не в полной мере использовались возможности факультативных, стимулирующих занятий. Необходимо отметить, что с целью занятости обучающихся, а также повышения качества подготовки проводились занятия «Школы олимпийского резерва» в каникулярный период.

В 2022/2023 учебном году во втором этапе олимпиады младших школьников «Талантливые дети» по учебным предметам приняли участие 25 обучающихся 3-4 классов. Результативность выступления – 10 призовых мест (40%), 18 дипломов (72%) (Справочно: в 2021/2022  учебном году в районной олимпиаде младших школьников приняли участие 29 обучающихся 3-4 классов. Результативность выступления – 9 призовых мест (31 %), 18 дипломо (62%), в 2020/2021  учебном году в районной олимпиаде младших школьников приняли участие 23 обучающихся 3-4 классов. Результативность выступления – 10 призовых мест (43,5 %), 17 дипломов,  в 2019/2020 учебном году количество участников – 22, количество призовых     мест – 12 (54,5 %), количество дипломов – 19; в 2018/2019 учебном году количество участников – 20, количество дипломов – 7 (35 %))

В  2022/2023  учебном году  во втором  этапе республиканских олимпиад по учебным предметам  приняли участие 39 обучающихся IX-XI классов, из них 26 обучающихся (66,7 %) заняли призовые места. В третьем этапе республиканских олимпиад приняли участие 6 обучающихся по шести учебным предметам («Физика», «Информатика», «Белорусский язык», «География», «Биология», «Физическая культура и здоровье»). По итогам третьего  этапа республиканской  олимпиады  1 учащийся  стал  призером – диплом  III степени по учебному предмету «География», 1 учащийся получил похвальный отзыв по учебному предмету «Информатика»  (Справочно: в 2021/2022 учебном году 1 ученик стал призёром по учебному предмету «Русский язык», в 2020/2021 учебном году 2  ученика стали призерами (66,7 %): дипломы 3 степени по учебным предметам «Русский язык», «Физическая культура и здоровье», в 2019/2020 учебном году  – количество участников – 8, количество призеров – 1). Следует отметить, что ни один из участников III этапа не принял участия в IV этапе.

В районной олимпиаде обучающихся II ступени участвовал 81 учащийся по одиннадцати учебным предметам. Процент участников от количества обучающихся V-VIII классов составил 25 %. Количество призовых мест – 25     (31 %). (Справочно: в 2021/2022 учебном году – 44 обучающихся (14 %), количество призовых мест 18 (51,4 %)/

С целью расширения и углубления знаний обеспечивалось участие высокомотивированных обучающихся в дистанционных олимпиадах по учебным предметам. В 2022/2023 учебном году количество участников  дистанционных олипиад  на II  и III ступенях  15 человек: 3 диплома первой степени (20 %),  3 диплома второй степени (20 %) и 2 диплома второй степени (10 %), что составило 53,3 %.  (Справочно: в 2022/2023 учебном году                  в дистанционных олимпиадах принял участие 15 учащийся, количество призовых мест – 9 (42,8 %). В 2020/2021 учебном году  количество участников дистанционных олимпиад на второй и третьей ступенях –    6 человек, количество дипломантов – 4 человека (66,7 %).

Ежегодно учащиеся школы принимают участие в Международном онлайн-конкурсе по информатике и вычислительной логике «Бобер». В 2022/2023 учебном году количество участников – 125, количество дипломов – 65 (52 %). (Справочно: в 2022/2023 учебном году количество участников 122, дипломов 62, в 2020/2021 учебном году количество участников – 119, количество дипломов – 60 (50,4 %). Учитель информатики Калько М.Н. была отмечена благодарностью за результативное участие.

В 2022/2023 учебном году  по результатам участия в Российской интернет-олимпиаде школьников по физике, проходившей на базе Санкт-Петербургского государственного университета, 7 обучающихся VIII-XI классов  награждены дипломами (Справочно: в 2021/2022 учебном году – 8 дипломов, в 2020/2021 учебном году – 7 дипломов, в 2019/2020 учебном году  – 7 дипломов).

Одним из приоритетных направлений работы с одарёнными учащимися является организация исследовательской деятельности.

В 2022/2023 учебном году во втором этапе фестиваля младших школьников «Я – исследователь» приняли участие 7 работ  8 обучающихся. Для участия в третьем этапе районного фестиваля исследовательских работ младших школьников «Я – исследователь» было отобрано 3 работы, каждая работа была отмечена дипломом II степени.

(Справочно: в 2021/2022 учебном году в  районном фестивале младших школьников «Я – исследователь» приняли участие 3 обучающихся, двое из них отмечены дипломами II и один III степени.

В 2022/2023 учебном году в районном конкурсе работ исследовательского характера «Дерзайте, вы талантливы!» приняли участие 7 обучающихся по 6 учебным предметам: дипломы I степени – английский язык, химия, физика; дипломы II степени – белорусский язык.

(Справочно: в 2021/2022 учебном году в районном конкурсе работ исследовательского характера «Дерзайте, вы талантливы!» приняли участие 10 обучающихся по 8 учебным предметам, 7 обучающихся отмечены дипломами различных степеней, в 2020/2021 учебном году учебном году – 6 обучающихся по 5 учебным предметам, 4 обучающихся отмечены дипломами различных степеней). Данные цифры свидетельствуют о повышении качества подготовки педагогов и обучающихся к участию в конкурсе работ исследовательского характера.

В 2022/2023 учебном году в очном этапе конкурса работ исследовательского характера (конференции) обучающихся Минской области приняли участие 4 обучающихся по учебным предметам: «Математика», «Физика», «Химия», «Белорусская литература», один учащийся отмечен дипломом III степени (физика, учитель Шалик А.А.). Учащиеся учреждения образования принимали участие в XXVI республиканском конкурсе  работ исследовательского характера по учебным  предметам «Физика» (учитель Шалик А.А.), «Химия» (учитель Жигало С.В.). Обучающиеся вместе с педагогами приняли участие в областном этапе республиканского конкурса научно-технического творчества учащейся молодёжи «ТехноИнтеллект» – диплом I степени  в секции «Техническое конструирование» (учитель Шалик А.А.). (Справочно: в 2021/2022 учебном году в очном этапе конкурса работ исследовательского характера (конференции) обучающихся Минской области приняли участие 2 обучающихся по учебным предметам: «Математика», «Физика», один учащийся отмечен дипломом III степени (физика, учитель Шалик А.А.). Учащиеся учреждения образования принимали участие в XXVI республиканском конкурсе  работ исследовательского характера по учебным  предметам «Физика» (учитель Шалик А.А.), «Химия» (учитель Жигало С.В.), «Информатика» (учитель Калько М.Н.). Обучающиеся вместе с педагогами приняли участие в областном этапе республиканского конкурса научно-технического творчества учащейся молодёжи «ТехноИнтеллект» – диплом I степени в секции «Техническое конструирование» (учитель Шалик А.А.); в 2020/2021 учебном году в очном этапе конкурса работ исследовательского характера (конференции) обучающихся Минской области приняли участие 4 обучающихся по учебным предметам: «Английский язык», «Белорусский язык», «Русский язык», «Химия». Один обучающийся отмечен дипломом  ІІ степени по учебному предмету «Химия», учитель Жигало С.В.); в  2019/2020 учебном году обеспечивалось участие в республиканском конкурсе работ исследовательского характера (конференции). Результативность участия – диплом 2 степени в секции «Физика» (учитель Шалик А.А.), в областном этапе республиканского конкурса инновационного и технического творчества учащейся молодежи «Hi-Teach» – диплом III степени (учитель Калько М.Н.), в  областном этапе Республиканского  конкурса научно-технического творчества учащейся молодёжи «ТехноИнтеллект - дипломы 1 и 3  степени (учителя Шалик А.А., Карпач И.А.), диплом 2 степени в XIII международной научно-практической конференции «Великая Отечественная война 1941-1945 годов в исторической памяти народа» (учитель Милишкевич Н.П.).

В 2022/2023 учебном году школьная команда стала дипломантом III степени X областного мини-турнира юных математиков (руководитель Уласень Н.И.), дипломантом I степени XIII областного турнира юных химиков (руководитель Жигало С.В.), дипломантом III степени областного турнира юных физиков (руководитель Шалик А.А.). (Справочно: в 2021/2022 учебном году школьная команда стала дипломантом III степени IX областного мини-турнира юных математиков (руководители ., Уласень Н.И.), дипломантом I степени XII областного турнира юных химиков (руководитель Жигало С.В.), дипломантом III степени областного турнира юных физиков (руководитель Шалик А.А.), в 2020/2021 учебном году школьная команда стала дипломантом III степени VIII областного мини-турнира юных математиков (руководители Дудкова В.К., Уласень Н.И.), дипломантом II степени областного турнира юных химиков (руководитель Жигало С.В.). Что свидетельствует   о системной работе педагогов.

Вопросы результативности исследовательской деятельности обучающихся рассмотрены на совещании  при директоре Протокол № 5 от 30.12.2022 с определением  проблем  и путей  их решения, дальнейших перспектив.

В 2022/2023 учебном году обучающийся IX класса (Шалик Павел)  прошёл обучения в учреждении образования «Национальный детский технопарк» по образовательному направлению «Информационные и компьютерные технологии» на октябрьской смене (05.10.2022 – 28.10.2022), обучающийся Х класса (Мацукевич Захар) прошёл обучения в учреждении образования «Национальный детский технопарк»  по образовательному направлению «Информационные и компьютерные технологии» на июньской смене (05.06.2023 – 28.06.2023). (Справочно, в  2021/2022  учебном году 4 обучающихся подавали заявки на обучение      в Национальном детском технопарке, двое из них прошли обучение по оброзовательным направлениям «Зелёная химия» и «Информационные и компьютерные технологии»).

Обучающиеся VIII-IX классов принимали участие в страноведческой олимпиаде, где были отмечены дипломом  I степени, шекспировские чтения принесли ребятам учреждения диплом I степени в двух этапах.

Учащиеся учреждения образования принимали участие в дистанционных олимпиадах по учебным предметам «Информатика» (диплом II степени), «Русский язык и литература» (диплом II степени, диплом III степени), «Всемирная история», «История Беларуси» (диплом II степени), «Английский язык» (диплом III степени), «Человек и мир» (диплом I степени), «Белорусский язык и литература» (диплом II степени, диплом          III степени).

На протяжении 2022/2023 учебного года учащиеся учреждения образования принимали результативное участие в творческих конкурсах различного уровня: областной конкурс творческих работ «Железная дорога: зона повышенного внимания!», номинация «Рисунок», диплом III степени (учащаяся Тагиева Ярослава, учитель       Тагиева Т.В.); областной этап республиканского конкурса экологических проектов «Зеленая школа», диплом I степени (учащийся Лукашевич Никита, учитель Слонимская И.А.), областной этап республиканской выставки-конкурса «Под небом синим», номинация «Анимация» (14-18 лет), диплом III степени (учащийся Калько Арсений, учитель Грудинова Т.Н.)., областной этап VII республиканского смотра-конкурса детского творчества «Здравствуй, мир!», номинация «Анимационный фильм» (8-12 лет), диплом III степени (учитель Крижевич Ю.А.)., областной этап республиканского интернет-конкурса «Здабыткі гісторыі: асобы і падзеі»  в рамках проекта «Cskript.Art.by», номинация «Лучшее прозаическое произведение» (8-10 лет), диплом III степени (учитель Тагиева Т.В.), диплом І степени «VII Международной SCRATCH-олимпиады по креативному программированию – 2023» (учитель Калько М.Н.), дипломы II и III степени в IV научно-практической конференции «Беларусь, ты збудавана з беларускіх слоў» (учитель Хвесько С.В.); Диплом I степени (областной этап «Техноинтеллект) в секции «Техническое конструирование»  (учитель Калько М.Н.).

Особое внимание в учреждении образования уделялось вопросам итоговой аттестации обучающихся, объективности выставления текущих и итоговых оценок. В 2022/2023 учебном году итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования подлежали 79 выпускников    IX классов, по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования –  29 выпускников XI класса. Среди них – 3 претендента на награждение золотой медалью, 7 – на получение свидетельств особого образца.

В 2022/2023 учебном году учащиеся XI класса сдавали два централизованных экзамена по белорусскому или русскому языку (по выбору) и один на выбор. Два обучающихся показали высокие результаты, набрав максимальный балл (Медведева Диана по белорусскому языку, Белый Артем по белорусскому языку, учитель Котович В.Н.). От 90 до 98 баллов по белорусскому языку набрали Костюкевич Виктория, Кадынцева Анна, Морозова Анна (учитель Котович В.Н.). От 90 до 99 баллов по математике набрали Белый Артём, Пальчик Кирилл (учитель Игнатьева З.А.). 94 балла по биологии набрала учащаяся Костюкевич Виктория (учитель Гурина А.А.).

Анализ итогов сдачи экзаменов в 2022/2023 учебном году показал, что годовые отметки обучающихся подтверждены. Высокий и достаточный уровень имеют от 93% до 100% обучающихся XI класса, от 56 % до 75% обучающихся IX классов. 3 обучающихся окончили школу с золотой медалью; 7 обучающихся IX классов награждены свидетельствами особого образца.

(Справочно: Анализ итогов сдачи экзаменов в 2021/2022 учебном году показал, что годовые отметки обучающихся подтверждены. Высокий и достаточный уровень имеют от 93% до 100% обучающихся XI класса, от 61% до 75% обучающихся IX классов. 4 обучающихся окончили школу с золотой медалью, 1 обучающийся –    с серебряной медалью; 7 обучающихся IX классов награждены свидетельствами особого образца; по итогам сдачи экзаменов в 2020/2021 учебном году годовые отметки обучающихся подтверждены, а в некоторых случаях повышены. Количество обучающихся, которые сдали экзамены на высоком и достаточном уровнях        в 2020/2021 учебном году  увеличилось. По белорусскому языку – 93 %, 2019/2020 учебный год  – 92 %,   по русскому языку – 100 %, 2019/2020 учебный год – 94 %. Положительная динамика наблюдается по учебному предмету «Математика» на повышенном уровне – 100 %,  2019/2020 учебный год – 96 %, на базовом уровне – 94 %, 2019/2020 учебный год – 89 %, по учебному предмету «Английский язык»  на базовом уровне – 100 %, 2019/2020 учебный год – 84 %).

В 2022/2023 учебном году средний балл аттестата об общем среднем образовании составил 8,7 балла. Самый высокий балл – 9,7, самый низкий – 7,6. (Справочно: средний балл аттестата об общем среднем образовании  в 2021/2022 учебном году средний балл аттестата об общем среднем образовании составил 8,8 балла. Самый высокий балл – 9,9, самый низкий – 6,9; в 2020/2021 учебном году составил 8,7 балла. Самый высокий балл – 9,7, самый низкий – 6,8. Средний балл аттестата об общем среднем образовании в 2019/2020 учебном году составил 8,7 балла. Самый высокий балл – 9,7, самый низкий – 7,2).

Из 29 выпускников XI класса поступили в учреждения высшего образования 26 (89,7 %), учреждения среднего специального образования 3 (6,9 %), что свидетельствует о качестве преподавания учебных предметов.

(Справочно: в 2021/2022 учебном году из 26 выпускников XI класса поступили в учреждения высшего образования 19 (73,1 %), учреждения среднего специального образования 7 (26,9 %), что свидетельствует о качестве преподавания учебных предметов; в 2020/2021 учебном году из 27 выпускников XI класса поступили в учреждения высшего образования 21 (77,8 %), учреждения среднего специального образования – 4 (14,8 %), курсы – 1, (3,7 %);1 выпускник (3,7 %) (оформлен как индивидуальный предприниматель по профилю «Ремесленное дело». В 2019/2020 учебном году из 43 выпускников XI-х классов поступили в учреждения высшего образования 36 (83,7 %), среднего специального образования – 6 (14,0 %), профессионально-технического образования – 1 (2,3 %).

Выпускники 9 классов (72 обучающихся) поступили в учреждения среднего специального образования   14 человек (20,0 %), учреждения профессионально-технического образования – 10 человек (9,1 %), 10 класс –   39 человек (70,9 %).

(Справочно: в 2021/2022 учебном году из 79 обучающихся IX класов поступили в учреждения среднего специального образования 11 человек (20,0 %), учреждения профессионально-технического образования – 5 человек (9,1 %), 10 класс – 39 человек (70,9 %); в 2020/2021 из 62 обучающихся IX классов поступили в учреждения среднего специального образования 16 человек (25,8 %), учреждения профессионально-технического образования – 10 человек  (16,1 %), 10 класс – 36 человек (58,1 %). В 2019/2020 из 56 обучающихся IX классов поступили в учреждения среднего специального образования 19 человек (33,9 %), профессионально-технического образования – 7 человек  (12,5 %), 10 класс –  30 человек  (53,6 %).

С целью успешного  профессионального самоопределения выпускников в 2022/2023 учебном году продолжалось сотрудничество школы с БГПУ им. М. Танка. Согласно договору о сотрудничестве продолжал работу педагогический ХI класс (6 обучающихся). Из них поступила в БГПУ им М.Танка 1 выпускница (16,6 %), что указывает на низкий уровень профориентационной работы с обучающимися.

(Справочно: в 2021/2022 учебном году на базе Х класса был открыт педагогический класс (6 обучающихся), продолжал работу педагогический класс на базе ХI класса (7 обучающихся). Из них поступила в БГПУ им М.Танка   1 выпускница (14,3 %), что указывает на низкий уровень профориентационной работы с обучающимися; в 2020/2021 учебном году была открыта  педагогическая группа в Х классе из 8 обучающихся,  педагогическая группа ХI класса – 9 обучающихся, из них поступили в учреждения высшего образования на педагогические специальности  5 выпускников (55 %), в 2020 году из 14 выпускников – 3 обучающихся (21,4 %).

Организация профориентационной работы с обучающимися IX, XI классов включала проведение встреч              с работниками Клецкого РОВД, РОЧС, представителями Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники, Новогрудского торгово-экономического колледжа, Копыльского  государственного колледжа, Дзержинской пограничной воинской части, участие школьников в Дне открытых дверей в Клецком СПЛ.

Организация работы с педагогическими кадрами. Методическая работа

         Методическая тема учреждения образования в 2022/2023 учебном году: методическое сопровождение деятельности педагогов на основе компетентностного  подхода в организации образовательного процесса, способствующее  обеспечению качества образования.

         Структура методической службы представлена 8 методическими объединениями (учителей-предметников физико-математического, естественно-географического, филологического, лингвистического, физкультурно-трудового направлений, учителей начальных классов, методическим объединением классных руководителей, работа с молодыми специалистами).  

         Руководителями методических объединений определялось проблемное поле, составлены планы работы. При проведении заседаний методических объединений сочетались теоретическая и практическая части.

         В 2022/2023 учебном году  в учреждении образования работало 4 молодых педагога (учитель английского языка Самохвал Е.В., учитель математики Сукач В.В., учитель-дефектолог Жданюк К.В., учитель физической культуры и здоровья Шейко В.В.). Организация работы с молодыми педагогами осуществлялась в соответствии с «Положением о школе молодого учителя», планом работы «Школы молодого учителя». За молодыми учителями были закреплены опытные педагоги с высшей  квалификационной категорией (учитель английского языка Галицкая Т.А., учитель математики Игнатьева З.А., учитель-дефектолог Крицкая Е.К.,  учитель физической культуры и здоровья Салата Д.В.).

         Вопросы результативности работы с молодыми учителями рассматривались  в рамках заседаний совещаний при директоре.

         Педагоги учреждения образования являлись активными участниками районных методических объединений, конференций, семинаров.     

         В 2022/2023 учебном году педагоги учреждения образования принимали участие в районных методических объединениях учителей истории, белорусского языка и литературы, русского языка и литературы, иностранного языка, математики, физики, информатики, биологии, географии, искусства, физической культуры и здоровья, химии, допризывной и медицинской подготовки, начальных классов, воспитателей группы продлённого дня         с представлением опыта работы.

         Активизации профессиональной деятельности, формированию потребности в личностном росте способствовало участие педагогов в областных семинарах и вебинарах  на базе МОИРО.

         Педагоги учреждения образования на протяжении 2022/2023 учебного года принимали участие в конкурсах профессионального мастерства: районный конкурс «Педагогический дебют» в номинации «Молодой учитель», диплом III степени (Самохвал Е.В., учитель английского языка), районный этап республиканского конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года Республики Беларусь», диплом I степени (Шандор П.Д., учитель английского языка); районный конкурс профессионального мастерства классных руководителей «Самый классный классный» (Сукач В.В., учитель математики, классный руководитель 6 «А» класса).

         В учреждении образования работают районные ресурсные центры по начальному образованию,  по основам безопасности жизнедеятельности. Согласно плану работы районных ресурсных центров педагогами школы проводились консультации, мастер-классы, семинары-практикумы для педагогов и обучающихся района  по актуальным вопросам обучения и воспитания. В апреле 2023 года педагоги представили опыт работы ресурсных центров учреждения образования на районной форсайт-экспертизе.

         Школьный методический журнал «В поисках истины» издаётся два раза в год (ответственные заместители директора по учебной работе Крепчук М.А., Хаванская Н.В., заместитель директора по воспитательной работе Филипчик В.И., Кунцевич О.В.). В данном издании представлены материалы из опыта работы педагогов, эффективной педагогической практики.

         Работа по популяризации педагогического опыта осуществляется и через деятельность виртуальных учебных кабинетов учителей начальных классов (учителя Приступа Г.А., Демух Е.М., Слонимская И.А.), химии (учитель Жигало С.В.), географии (учитель Вареник Н.М.), биологии (учитель Гурина А.А.), трудового обучения (учителя Жданюк Н.А., Карпач И.А.), информатики (учитель Калько М.Н.), белорусского языка и литературы (учителя Грудинова Т.Н., Котович В.Н., Хвесько С.В.). Остаётся актуальным вопрос публикаций педагогов в средствах массовой информации.

          

Информатизация образовательного процесса

         Для осуществления образовательного процесса использовалось 47 учебных кабинетов (в т.ч. современные учебные кабинеты физики и химии, оснащенные необходимым оборудованием), 2 библиотеки, 2 спортивных зала, актовый зал, спортивные площадки, стадион, кабинет обслуживающего труда, мастерская технического труда, лингафонный кабинет.  

         Все учебные кабинеты оснащены необходимой мебелью. Спортивный зал обеспечен необходимым спортивным оборудованием и спортивным инвентарём. Процент обеспеченности спортивным оборудованием составляет 98,1%.

         В учреждении образования в наличии два компьютерных класса (12+1, 6+1), оборудованные интерактивными досками и мультимедийными проекторами, лингафонный кабинет (6+1), кабинет интерактивного обучения оборудованные мультибордами. Кабинеты физики, химии оборудованы современными интерактивными досками, мультимедийными проекторами, мультибордом. В 30 учебных кабинетах установлены персональные компьютеры для обеспечения деятельности педагогов, организации образовательного процесса. Для обеспечения эффективной управленческой деятельности установлены и действуют 6 компьютеров (кабинеты заместителей директора по учебной работе, воспитательной работе, СППС, библиотека, канцелярия), имеется необходимая копировальная и  множительная техника. Общее количество компьютеров – 53. И вместе с тем, необходимо отметить, что не все компьютеры учреждения  объединены в единую  локальную сеть с выходом в Интернет. Кроме того необходимо проводить целенаправленную работу по укреплению материально-технической базы и привлечению спонсорской помощи.

         Законным представителям несовершеннолетних учреждения образования представлена возможность ознакомиться с результатами учебной деятельности через электронный журнал. Однако процент регистрации родителей на данном ресурсе остаётся низким. Необходимо активизировать работу педагогов и родителей в данном направлении.

         Компьютеризирована система учёта питания. Работники пищеблока (медсестра, заведующий складом) осуществляли компьютерный учёт продуктов питания.

         В библиотеке установлен программный комплекс «Библиограф» (в электронную базу данных занесено 32807 экземпляров, в т.ч. учебного фонда – 17929, основного фонда – 14782.

         В учреждении образования действует Интернет-сайт, где представлена информация о деятельности школы, приоритетные направления работы, созданы виртуальные кабинеты начальных классов (по учебным предметам «Математика», «Русский язык», «Белорусский язык», «Изобразительное искусство, «Искусство»), виртуальные кабинеты по учебным предметам  «Русский язык и литература», «Белорусский язык и литература», «Информатика», «Химия», «Биология», «География», «Трудовое обучение».

         В учреждении образования действует пищеблок и обеденный зал на 150 посадочных мест. Пищеблок обеспечен необходимым технологическим холодильным оборудованием. Всё оборудование находится в рабочем состоянии. На основании договора с УП «Клецкий коопзаготпром» действовал буфет.  Для обучающихся было организовано горячее питание на платной основе и за счёт средств бюджета. 265 обучающиеся начальной школы получали бесплатное одноразовое питание, 43 – бесплатное трёхразовое, 3 – бесплатное двухразовое; 79 обучающихся 5-11 классов получалибесплатное одно-и двухразовое питание в зависимости от количества часов пребывания в учреждении образования. 175 обучающихся 5-11 классов получали обед за наличный расчёт, 70 – питались через буфет. Охват горячим питанием составил 91% (635 обучающийся).

         В учреждении образования организована работа по выполнению финансово-хозяйственных мероприятий.  За январь-май 2022 года платные образовательные услуги на 1 ребенка составили 6,07 руб., внебюджетная деятельность выполнена на 142864,65 руб. (93,5 % ), сдано макулатуры 7760 кг (70,1 %).

         Средства спецсчёта используются для укрепления материально-технической и методической базы школы, приобретения учебно-методических комплексов, электронных средств обучения, посуды и кухонного инвентаря для столовой, мебели для учебных кабинетов.

         В 2023/2024 учебном году необходимо продолжить дальнейшее укрепление материально-технической базы, в том числе капитальный ремонт пищеблока, ремонт душевых в спортзале. В летний период за счёт привлечения спонсорских средств проведен косметический ремонт кабинетов, на окнах  кабинета белорусского языка и литературы (3 этаж), английского языка (3 этаж) установлены жалюзи, заменена облицовочная плитка на крыльце школы, приобретен и установлен ЖКИ-телевизор в кабинете английского языка за счёт привлечения спонсорских средств.

        

         Организация  воспитательного процесса

Организация воспитательного процесса в 2022/2023 учебном году осуществлялась на основании Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2021-2025 гг., которая разработана в соответствии со статьей 17 Кодекса Республики Беларусь об образовании, Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, Комплексной программой воспитания детей и учащейся молодёжи на 2021–2025гг., целью которой является формирование всесторонне развитой Личности, развитие личностного потенциала школьников, формирование духовно-нравственных, гражданских и патриотических качеств.

Для достижения цели были выделены основные воспитательные задачи:

- создание условий для развития личностного потенциала обучающихся;

- формирование у школьников активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической          и информационной культуры;

- развитие детских и молодежных инициатив, ученического самоуправления;

- работы в шестой школьный день на основании интересов и потребностей обучающихся;

- обеспечение взаимодействия с семьей;

- правовое воспитание и профилактика противоправного поведения;

- формирование у школьников навыков здорового образа жизни, культуры безопасности  жизнедеятельности;

- экономическое, трудовое и профессиональное воспитание.

Приоритетными направлениями воспитательной работы являлись: идеологическое, гражданское и патриотическое воспитание, воспитание информационной культуры обучающихся, ознакомление  с материалами по тематике геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, а также воспитанию культуры безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни.

В 2022/2023 учебном году продолжается реализация информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» («ШАГ»), направленного на формирование гражданской компетентности учащихся.

С целью формирования гражданской компетентности учащихся реализовывался информационно-образовательный проект «Школа Активного Гражданина» для V–VII, VIII–XI классов. В соответствии с Инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования

в 2022/2023 учебном году» каждый четвертый четверг месяца проводился «ШАГ» с приглашением государственных и общественных деятелей, представителей органов государственного управления. В рамках проекта на протяжении 2022/2023 учебного года было организовано и проведено 9 информационно-пропагандистских встреч с участием представителей общественности («Гордость за Беларусь. Активное лето активного гражданина», ««Гордость за Беларусь. Государственная система правовой информации», ««Гордость за Беларусь.  Наша промышленность – надежный фундамент независимости» , «Гордость за Беларусь. Храним прошлое, ценим настоящее, строим будущее» , «Гордость за Беларусь. Культура белорусского народа: традиции, наследие, современность» ) и д.р.    

              С целью формирования нравственных качеств учащихся  в учреждении образования продолжилась работа Международного культурно-гуманитарного проекта «Киноуроки в школах мира». К каждому фильму было создано  методическое пособие для учителя, предлагающего способ подачи учебно-воспитательного материала, раскрывающего авторский замысел содержания, расставляя акценты при формировании восприятия школьниками вводимого понятия, его значения и вариантов проявления в жизни. («Эра», «Шайба», «Воин света», «Наследники Победы», «Стеша», «Трудный выбор», «Дом» и др.)

Воспитание патриота и гражданина проводится через изучение истории района, города, героических подвигов земляков, жизненного пути выдающихся деятелей Беларуси, родословных семей, через неделю патриотических дел «Герои живут рядом», встречи с работниками Клецкого райвоенкомата, проведение ШАГ, единых уроков памяти «Нам этот мир завещано беречь», «О чем звонят колокола Хатыни?», посвященного 80-й годовщине трагедии в Хатыни, единые роки: «День народного единства» Дню единения народов Беларуси и России», «Судьба моей семьи в истории моей страны: семейные ценности», посвященного Дню семьи. Вручение подарочного издания «Я – гражданин Республики Беларусь» и др.

С целью совершенствования форм и методов патриотического воспитания учащихся руководителем по военно-патриотическому воспитанию приказом директора школы № 153-к от 17.08.2022 назначен Качаловский Егор Викторович. На протяжение 2022/2023 уч.г. осуществлялось  взаимодействие с ресурсным центром по военно-патриотическому воспитанию на базе Государственного учреждения образования «Клецкая средняя школа № 1», воинскими формированиями – в/ч 23324 Брестская область, г.Береза, ул. Северная, председателем  Клецкой районной организации ОО «Белорусский союз офицеров» Шафраном Игорем Львовичем,  председателем районного совета ветеранов войны в Афганистане Захаровым Сергеем Ивановичем, общественными организациями – военным комиссариатом Клецкого района (встреча с подполковником Вербицким Сергеем Владимировичем, подполковником Пигулевским Юрием Анатольевичем), посещение музея Великой Отечественной войны, центра безопасности МЧС г. Минска, Бобруйска, Клецка.

В целях повышения эффективности воспитательной работы в учреждении образования  активизирована деятельность патриотического клуба «Патриот». Учащиеся клуба «Патриот» приняли участие в посадке деревьев «Аллея народного единства»,  в районном празднике, посвященном Дню народного единства,  в онлайн-фотовыставке в рамках пилотного проекта «Поезд памяти»,  в акции  «112 добрых дел»; участие школьной команды «Наследники» в районной интеллектуально-развлекательной игре ОО «БРПО» и ОО «БРСМ» «Молодежный/пионерский квиз»; участие в  I этапе Республиканского конкурса «Я патриот своей страны», в рамках пилотного проекта «Поезд памяти»; в выставке «Клетчина 1917-1939», в районной  военно-спортивной игре «Защитник Отечества», в школьном этапе военно-спортивной игре «Орленок»,  акции «Письмо солдату», воспитательных мероприятиях: «Это забыть невозможно                      (ко Дню воинов-интернационалистов), «Мы будем помнить ( ко Дню юного героя-антифашиста), «Мы- граждане своей страны»( ко Дню Конституции Республики Беларусь).

Важным направлением воспитательной работы являлось воспитание у учащихся культуры безопасной жизнедеятельности. В школе организована работа объединений по интересам ЮИД «Зебрята», «Юный спасатель». Создан и действует районный ресурсный центр по ОБЖ «Воспитание культуры безопасности жизнедеятельности».                   В 2023 году районный ресурсный центр по ОБЖ принял участие в форсайт-экспертизе районных ресурсных центров, где был отмечен сертификатом участника. В сентябре 2022 года был проведён месячник профилактики дорожно-транспортного травматизма, в рамках которого прошла акция «Стань заметнее»; был проведён единый день знаний правил дорожного движения. Учащиеся школы стали участниками акций «Молодежь за безопасность», «Ребёнок – главный пассажир». С этой же целью проводились встречи учащихся, педагогов и родителей с сотрудниками РОЧС, ОГАИ. Ежегодно учащиеся школы становятся победителями и призёрами  районного этапа  конкурсов «Спасатели глазами детей», «Соблюдаем законы дорог». Особое внимание  уделяется безопасности в сети Интернет. В рамках PR-акции «Кибербезопасность» прошли: викторина «Азбука безопасности»  (1-4 кл.), практическая отработка  действий при  сигнале «Внимание, всем!» (1-11 классы).

Школьная  команда "NON STOP" заняла III место в районном конкурсе клуба веселых и находчивых юных инспекторов дорожного движения. Диплом III степени в районном этапе «Школа безопасности – 2023»,  на 51-ом областном слёте отрядов ЮИД в «Зубрёнке» отряд ЮИД «Зебрята» занял V место.

На протяжении 2022/2023 уч. г. успешно проявили себя школьные команды интеллектуалов. Результативность участия в районных интеллектуальных конкурсах: 2 место в городском конкурсе эрудитов «Умняшки» для учащихся начальных классов,  2 место в районном чемпионате интеллектуалов «Умники и умницы», 2 место в городском конкурсе ювеналов «Что? Где? Когда?».

Одним из приоритетных направлений воспитательной работы являлось формирование у школьников культуры здорового образа жизни. В учреждении образования разработан и реализуется проект «Быть здоровым – это модно», направленный на формирование у учащихся навыков здорового образа жизни. Учащиеся школы являлись активными участниками районных соревнований по баскетболу, волейболу, футболу, лыжным гонкам, настольному теннису, летнему многоборью, участниками акции «Минщина спортивная». Принимали активное участие в социальном проекте «Дотянись до мечты», олимпийском уроке, республиканской акции «Неделя спорта и здоровья»; Днях здоровья; соревнованиях по подвижным играм «Вас вызывает Спортландия!»; республиканских соревнованиях «Снежный снайпер» и др.

Особое внимание в 2022/2023 учебном году уделялось трудовому, экологическому воспитанию школьников. По инициативе актива обучающихся проведены акции «Чистый город», «Наш Школьный Дом», «Сохраним и приумножим», конкурсы творческих работ: рисунков, плакатов, фотографий, оформлены выставки на экологическую тематику «Мир, в котором я живу», «Сохраним планету». Учащиеся школы являлись активными участниками республиканского конкурса-акции по сбору вторсырья «Сделаем мир чище!».

Формированию духовно-нравственных качеств, духовных ценностей личности способствовало проведение мероприятий нравственного содержания, которое включало проведение фестиваля-марафона «Крылья Ангела», участие                     в фестивале  православной культуры "Кладезь", благотворительной акции «Чудеса на Рождество», «Пионерский мост содружества», бесед нравственного содержания. Для учащихся 2-4 классов в учреждении образования действует факультатив «Основы православной культуры». Учащиеся школы приняли участие в районном творческом конкурсе «Рождество Твое, Христе Боже наш», где были  награждены в двух номинациях дипломами I степени.

Формированию осознания труда как личностной и социальной ценности, осознанного профессионального выбора, социальной значимости профессиональной деятельности способствовала работа школьных объединений по интересам, организация волонтерской деятельности, межведомственное взаимодействие.

Важное место в воспитательной системе школы занимает дополнительное образование, целью которого являлось выявление и развитие творческих способностей школьников, формирование всестороннеразвитой личности. В 2022/2023 учебном году на базе школы функционировало 19 объединений по интересам (профили: художественный, технический, туристско-краеведческий, военно-патриотический, естественно-математический, общественно-гуманитарный).

Охват школьников объединениями по интересам в 2022/2023 учебном году – 43%, в 2021/2022 учебном году – 37% (258 учащихся), 2020/2021 учебном году –51% (352 учащихся).

В 2022/2023 учебном году необходимо активизировать работу объединений по интересам, использовать для организации внеурочной деятельности активные формы и методы.

Успешность работы подтверждается результатами: 2 диплома  1-й степени международного конкурса музыкального творчества «Жар-птица -2022» ( Носова Н.А.), диплом 3 степени областного конкурса творческих работ учащихся «Железная дорога: зона повышенного внимания!», районный смотр-конкурс рисунков «Безопасный труд моих родителей» (диплом 1 степени, диплом 2 степени) ( Тагиева Т.В.).

Деятельность общественных объединений «БРПО» и «БРСМ» направлена на развитие личностного потенциала учащихся, формирование активной жизненной позиции. Общественные объединения БРПО и БРСМ являются наиболее массовыми школьными организациями. В 2022/2023 году – 592 учащихся, из них пионеров – 335, октябрят – 257, в 2021/2022 учебном году в рядах ОО «БРПО» состояло 457 учащихся, из них октябрят -219 , пионеров – 238 (в 2020/2021учебном году – 556 учащихся, из них – октябрят – 215, пионеров – 341). Члены ОО «БРПО» являлись активными участниками областных и республиканских акций, творческих конкурсов и смотров, в т.ч.     «От всей души», «Чудеса на Рождество», «85 добрых дел Минщине», «Вам, гордость Минщины, дарим тепло своей души!", в т.ч. проекта «Встреча на все 100» с участием Игоря Львовича Шафрана, председателя Клецкой районной организации ОО "Белорусский союз офицеров". 

В рамках Всебелорусской патриотической акции «Мы – граждане Беларуси» состоялось торжественное вручение паспортов ОО «БРСМ» «Будущее - за молодежью». Учащиеся приняли участие в молодежном квизе, онлайн-конкурсе «Битва умов». На зональном этапе республиканского молодежного проекта "100 идей для Беларуси" учащийся 9 "А" класса   Шалик Павел победил в номинации "Лучшая бизнес-идея"    со своим проектом "Физическая офисная игрушка". 

В 2023/2024 учебном году необходимо активизировать деятельность первичных общественных организаций, обеспечить действенную работу школы актива «Лидер».

На протяжении года проведены концертная программа к Дню учителя, День самоуправления, неделя Матери, новогодние праздники «Время чудес», фестиваль школьных надежд. Школьный  театральный коллектив «Экспромт» по итогам районного смотра-конкурса художественной самодеятельности школьных  коллективов награжден дипломом 1 степени.

Учащиеся  школы приняли участие в городских, областных и республиканских творческих конкурсах (областной смотр-конкурс детского творчества «Соблюдаем законы дорог» (диплом 3 степени). Учащиеся учреждения образования приняли участие в районном конкурсе творческих работ «Безопасный труд моих родителей», где были награждены дипломами  I, II степени. Содержание методической работы с классными руководителями в 2022/2023 учебном году было направлено на повышение уровня теоретических знаний через реализацию практико-ориентированного принципа, который направлен на обучение педагогов активным и интерактивным формам, приёмам и методам воспитания, использованию информационно-коммуникационных технологий.

Отличительной формой в текущем учебном году стало проведение «Родительских университетов», направленных на тесное сотрудничество с родительской общественностью.

 

Социально-педагогическое и психологическое сопровождение образовательного процесса                        в учреждении образования в 2022/2023 учебном году осуществлялось через обеспечение благоприятных условий для успешной социализации обучающихся; содействие личностному и индивидуальному развитию школьников, успешному профессиональному самоопределению выпускников, профилактику противоправных действий обучающихся, профилактику и раннее выявление семейного неблагополучия, формирование у обучающихся потребности в здоровом образе жизни, оказание социально-педагогической и психологической, правовой помощи несовершеннолетним, состоящим на различных видах учёта (СОП, ИПР), повышение уровня психолого-педагогической  и правовой компетентности всех участников образовательного процесса: обучающихся, педагогов, родителей.

Приоритетными направлениями деятельности СППС являлись организация работы по профилактике противоправных действий несовершеннолетних, предотвращению использования курительных смесей, ПАВ       и их аналогов, профилактике компьютерной и игровой зависимости; раннее выявление и профилактика семейного неблагополучия, организация работы с семьями, дети в которых признаны находящимися                     в социально опасном положении.

В 2022/2023 учебном году в учреждении образования обеспечивалась системная и целенаправленная работа по психолого-педагогическому просвещению учащихся, педагогов, законных представителей несовершеннолетних, профилактике суицидального поведения учащихся.

Целью работы являлось обеспечение психологически безопасной и комфортной образовательной среды, формирование у школьников ценностного отношения к жизни. До 01.12.2022 года проведено психодиагностическое исследование учащихся 5-11 классов по выявлению склонности к суицидальному поведению (всего 378 учащихся).

В рамках информационной акции «#жизньпрекрасна» (29.09 – 21.10.2022) в учреждении образования были распространены информационные листы и буклеты для участников образовательного процесса. В период с 13.01.2023 года по 30.01.2023 года в учреждении образования проведены мероприятия, с участниками образовательного процесса по вопросам распознования маркеров суицидального поведения, формированию жизнеутверждающего поведения несовершеннолетних, информирование учащихся о «телефонах доверия», республиканской телефонной «горячей линии» по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию. Актуализирована информация на сайте учреждения образования и информационных стендах о телефонах доверия, Республиканском центре психологической помощи, о работе онлайн-консультирования педагога-психолога на базе ГУО «Клецкий районный социально-педагогический центр».

По состоянию на 01.05.2023 года в школе обучалось 3 учащихся, с которыми проводилась индивидуальная профилактическая работа (по состоянию на 01.05.2022 год – 4). Особое внимание уделялось организации внеурочного времени данных учащихся (включение их в объединения по интересам на базе школы, занятия в ГУДО «Клецкий ЦДТ», ГУ «ДЮСШ Клецкого РИК»). Профилактическая работа с учащимися ИПР проводилась согласно программам индивидуальной профилактической работы и была направлена на правовое просвещение несовершеннолетних, недопущение совершения ими повторных правонарушений, в том числе правонарушений, связанных с нарушением общественного порядка (мелких хулиганств).

За летний период 2023 года совершено 1 правонарушение учащимся (в сравнении с анологичным периодом 2022 года правонарушений и преступлений обучающимися не совершено).

Важным направлением деятельности специалистов СППС являлось раннее выявление и профилактика семейного неблагополучия, организация работы с семьями, дети в которых признаны находящимися                     в социально опасном положении, по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной обстановки для несовершеннолетних.

С целью реализации Декрета Президента Республики Беларусь № 18 «О дополнительных мерах                  по государственной защите детей в неблагополучных семьях» и Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2019 года № 22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении» особое внимание уделялось раннему выявлению семейного неблагополучия. Специалистами социально-педагогической и психологической службы, классными руководителями с целью изучения особенностей семейного воспитания несовершеннолетних посещены семьи обучающихся 1,5,10 классов и вновь прибывших до 1 ноября,                      а обучающихся 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 11 классов до 1 января. Результаты посещения рассмотрены на заседаниях совета профилактики.

 Руководствуясь Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 15 января 2019 года № 22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении», осуществлялось признание несовершеннолетних находящимися в социально опасном положении.

По состоянию на 01.06.2023 года в учреждении образования обучается 8 несовершеннолетних признанных находящимися в социально опасном положении, воспитывающихся в 6 семьях  (по состоянию на 01.05.2022 года – 0 детей).

За 2022/2023 учебный год получено 17 сообщений о детях, оказавшихся в неблагоприятной обстановке, из них: 9 информирований из управления по образованию, спорту и туризму Клецкого РИК, 4 докладные записки от педагогических работников, 2 постановления КДН Клецкого РИК о прекращении дел об административных правонарушениях, 2 анонимных звонка (в сравнении с 2021/2022 учебным годом – 6 информирований из управления по образованию, спорту и туризму Клецкого РИК). 

Работа по раннему выявлению семейного неблагополучия, профилактике социального сиротства способствовала:

-повышению родительской ответственности за воспитание и содержание несовершеннолетних;

-профилактике и раннему выявлению семейного неблагополучия (за 2021/2022 учебный год – 1 учащийся, воспитывающийся в 1 семье, признанный находящимся в СОП, за 2022/2023 учебный год – 8 учащихся из 6 семей);

-активной роли педагогических работников по выявлению детей, оказавшихся в неблагоприятной обстановке (в 2022/2023 учебному году – 4 докладные записки, в сравнении с 2021/2022 учебным годом – 0).

На протяжении 2022/2023 учебного года проводилась системная и целенаправленная работа по пропаганде здорового образа жизни, обеспечению безопасности жизнедеятельности в общественных местах.

В рамках  Недели правовых знаний, межведомственной профилактической акции «Дружим с Законом!» (03.02-27.02.2023), информационной акции «АНТИСПАЙС» (27.02-17.03.2023) в учреждении образования проведены мероприятия, направленные на формирование у учащихся осознанного законопослушного поведения, привития им духовных и нравственных ценностей, стремления их к здоровому образу жизни, пропаганду ответственного родительства, организацию разъяснительной работы, обеспечение общественной безопасности, профилактику противоправного поведения несовершеннолетних и предупреждение несчастных случаев с их участием, ориентацию несовершеннолетних на отказ от употребления спайсов, курительных смесей, пропаганду здорового образа жизни.

В 2022/2023 учебном году работа школьной библиотеки осуществлялась в соответствии  с годовым планом работы библиотеки и планом работы школы на 2022/2023 учебный год. Реализация плана работы  соответствовала поставленным задачам  нормативно-правового обеспечения по организации работы школьной библиотеки в 2022/2023 учебном году.

Фонд школьной библиотеки составлял 33377 экземпляров книг: основной фонд –  14 331, учебный фонд –   19 046, на электронных носителях – 90, периодических наименований – 14.

         С целью обеспечения эффективности работы по формированию у пользователей информационной культуры библиотекарями проводились тематические мероприятия в рамках  школьного дня, мероприятия         по пропаганде и популяризации книги и чтения, новинок педагогической   и методической литературы (в т.ч. экскурсии, заочные путешествия, викторины, устные журналы, часы общения, конкурсные программы, книжные выставки).

Учащиеся школы принимали активное участие в проведении общешкольных акций и мероприятий, проводимых библиотекой. Ежегодно в апреле-мае проходит акция «Подари библиотеке книгу», которая позволяла пополнить книжный фонд библиотеки.

Деятельность учреждения образования направлена на обеспечение безопасных условий для всех участников образовательного процесса. С учащимися проводились занятия по изучению и выполнению требований охраны труда и безопасного поведения.

Вопросы соблюдения санитарно-гигиенического режима, требований охраны труда рассматривались         на совещаниях при директоре, педагогических советах, оперативных совещаниях.

С целью организации эффективного досуга, занятости и оздоровления обучающихся в каникулярный период организована работа оздоровительного лагеря. Особое внимание уделяется оздоровлению детей из семей состоящих на учете социально-опасных, многодетных и малообеспеченных семей.    

С целью сохранения и укрепления здоровья школьников ежегодно проводился углубленный медицинский осмотр обучающихся. По результатам углубленного медицинского осмотра школьников в 2022 году наблюдалось снижение количества обучающихся с заболеваниями органов дыхания,  нервной системы. При этом отмечалось увеличение количества обучающихся с заболеваниями опорно-двигательного аппарата,  сердечно-сосудистой системы.

В 2022 году отмечалось увеличение количества детей с 1-й группой здоровья, уменьшение обучающихся         со 2-й группой здоровья, но одновременно выявляется увеличение количества детей  с 3-й группой здоровья.    По результатам углубленного медицинского осмотра было сформировано 6 групп СМГ (в 2021 г.– 6), общее количество обучающихся – 72.

         Организацию работы школы по выполнению годового плана за 2022/2023 учебный год можно считать удовлетворительной. В учреждении созданы необходимые условия для организации качественного образовательного процесса. Педагогический коллектив работал над обеспечением качественного обучения          и воспитания, направленного на удовлетворение запросов социума и участников образовательного процесса.

Остаются проблемными вопросы обеспечения качества знаний обучающихся, повышение уровня подготовки обучающихся к централизованному тестированию и участию в третьем этапе республиканской олимпиады по учебным предметам, организация системной исследовательской деятельности обучающихся, повышение уровня воспитанности обучающихся.