Адаптация учащихся в 1-м классе
Начало учебы в школе является переломным моментом в жизни каждого ребенка. И от того, насколько хорошо он адаптируется к новым условиям, зависит то, как комфортно ему будет следующие одиннадцать лет. Ведь от психологического настроя во многом зависят успехи в учебе и отношения со сверстниками. Рекомендации родителям первоклассников по адаптации к школе помогут ребенку легче пережить этот непростой период перехода к новой жизни.
Правильная мотивация — залог успешной учебы
Родители играют важную роль в процессе адаптации к школе. Они могут создать определенную психологическую установку, формируя таким образом отношение к учебному процессу. Период привыкания к новому образу жизни может быть разным. Он может занять от двух недель или полугода.
Многое зависит от психологических особенностей ребенка, уровня его подготовленности, типа школьного заведения и сложности образовательный программы.
Рекомендации родителям первоклассников по адаптации начинаются с создания у ребенка правильной мотивации. Именно от нее зависит, с каким желанием он будет идти в школу по утрам. Любые попытки новоиспеченного ученика познать что-то новое, независимо от результатов, должны встречать внимание и поддержку со стороны мамы и папы. Если ребенок будет ощущать психологическую опору со стороны семьи, у него будет отсутствовать страх перед новым и неизведанным, а это крайне важно для успешной адаптации.
Адаптация первоклассников: советы родителям
- Поддерживайте становление ребенка учеником. Если вы будете заинтересованы в его делах, показывая серьезное отношение к достижениям, это поможет первокласснику обрести уверенность, которая поможет быстрее привыкнуть к новым условиям.
- Составьте распорядок дня, которому необходимо следовать вместе.
- Объясните ребенку правила и нормы, которым нужно следовать в учебном заведении, помогите осознать важность их соблюдения.
- Поддерживайте ребенка во всех трудностях, с которыми он столкнется в школе. Дайте ему осознать, что каждый может ошибаться, но это не значит, что нужно сдаваться.
- Не игнорируйте проблемы, которые возникают в начале школьной жизни. Например, если у малыша проблемы с речью, начните посещать логопеда, чтобы избавиться от них до конца первого класса.
- Если поведение ребенка дает вам повод для беспокойства, поговорите об этом с учителем или педагогом-психологом. Профессиональные рекомендации родителям первоклассников в период адаптации помогут легче пережить непростой этап.
- Помните, что похвала — это стимул к новым победам. Старайтесь в любой работе находить повод для похвалы.
- С началом школьной жизни, у первоклассника появляется новый авторитет — учитель. Уважайте мнение ребенка о нем, не допускайте при нем никакой критики школы или учителя.
- Несмотря на то, что учеба полностью меняет ритм жизни, сделайте так, чтобы у ребенка оставалось время для игр и отдыха. Правильная организация времени поможет больше успеть.
Помните, что каждый ребенок индивидуален. В таком важном вопросе, как адаптация первоклассников, советы родителям начинаются именно с этого. Не нужно сравнивать успехи своего ребенка с другими и тем более приводить ему в пример кого-то. Такое поведение приведет лишь к снижению уверенности в себе и страхам перед учебой.
Анкета для родителей по адаптации первоклассника к школе
Насколько успешно привыкает ребенок к новым условиям, поможет понять небольшое тестирование. Эта анкета для родителей по адаптации первоклассников выявит, есть ли у ребенка проблемы со школой и нужна ли ему помощь.
1.Охотно ли идет ребенок в школу?
- неохотно (ДА);
- без особой охоты (ВДА);
- охотно, с радостью (А);
- затрудняюсь ответить.
2.Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает как должное новый распорядок?
- пока нет (ДА);
- не совсем (ВДА);
- основном, да (А);
- затрудняюсь ответить.
3.Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?
- скорее нет, чем да (ДА);
- не вполне (ВДА);
- в основном да (А);
- затрудняюсь ответить.
4.Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?
- иногда (ВДА);
- довольно часто (А);
- затрудняюсь ответить.
5.Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?
- в основном отрицательные впечатления (ДА);
- положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА);
- в основном положительные впечатления (А).
6.Сколько времени в среднем тратит ребенок на выполнение домашних заданий? (Укажите конкретную цифру).
7.Нуждается ли ваш ребенок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий?
- довольно часто (ДА);
- иногда (ВДА);
- не нуждается в помощи (А);
- затрудняюсь ответить.
8.Как ребенок преодолевает трудности в работе?
- перед трудностями сразу пасует (ДА);
- обращается за помощью (ВДА);
- старается преодолевать сам, но может отступить (ВДА);
- настойчив в преодолении трудностей (А);
- затрудняюсь ответить.
9.Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?
- сам этого сделать не может (ДА);
- иногда может (ВДА);
- может, если его побудить к этому (А);
- как правило, может (А);
- затрудняюсь ответить.
10.Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?
- довольно часто (ДА);
- бывает, но редко (ВДА);
- такого практически не бывает (А);
- затрудняюсь ответить
- Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения?
- нет (ДА);
- скорее нет, чем да (ВДА);
- скорее да, чем нет (А);
- затрудняюсь ответить.
Подсчитайте количество выбранных вариантов в скобках. Наибольшая цифра характеризует уровень адаптации:
- А — адаптация;
- ВДА — возможна дезадаптация;
- ДА — дезадаптация.
Советы родителям первоклассников
Помните! Ребенок – самая большая ценность в вашей жизни. Стремитесь понять и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживайтесь наиболее прогрессивных методов воспитания и постоянной линии поведения:
- в любой момент оставьте все свои дела и займитесь ребенком;
- советуйтесь с ним, невзирая на возраст;
- признайтесь сыну (дочери) в ошибке, совершенной по отношению к нему (к ней);
- извинитесь перед ребенком в случае вашей неправоты;
- почаще ставьте себя на его место;
- всегда воздерживайтесь от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка;
- пытайтесь устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть;
- не стесняйтесь рассказывать поучительные случаи из своего детства, представляющие вас в невыгодном свете;
- сохраняйте самообладание, даже если поступок ребенка вас вывел из себя.
И еще…
Несколько правил для родителей
Правило 1: не опаздывать в школу и в присутствии ребенка уважительно отзываться об учебном процессе.
Правило 2: рабочее место первоклассника должно быть удобным, привлекательным и располагать к учебной деятельности. Когда ребенок приступает к выполнению каких-либо занятий, то на его столе должен быть рабочий порядок.
Правило 3: необходимо сочетать или чередовать различные виды деятельности младшего школьника, учитывая специфику материала и его сложности. С этой целью надо использовать развивающие игры, создавать ситуации, имеющие различные варианты решения.
Правило 4: каждый человек имеет право на ошибку. Если ребенок при выполнении задания допустил ошибку, важно увидеть и исправить ее, но ни в коем случае не заставлять его переписывать все задание снова.
Правило 5: все достижения ребенка нужно считать важными. Это придаст ему уверенности, повысит в его глазах значимость выполненной работы.
Правило 6: родители должны стараться не допускать невыгодных для ребенка сравнений с другими детьми, не должны стесняться говорить о его успехах и достоинствах в присутствии других людей, особенно учителей и одноклассников. Общественное мнение и самооценка должны быть позитивными.
Фразы для общения с ребёнком
Не рекомендуемые фразы для общения:
-Я тысячу раз говорил тебе, что…
-Сколько раз надо повторять…
-О чём ты только думаешь…
-Неужели тебе трудно запомнить, что…
-Ты становишься…
-Ты такой же как,…
-Отстань, некогда мне…
-Почему Лена(Настя, Вася и т.д.) такая, а ты - нет…
Рекомендуемые фразы для общения:
-Ты у меня умный, красивый (и т.д.).
-Как хорошо, что у меня есть ты.
-Ты у меня молодец.
-Я тебя очень люблю.
-Как хорошо ты это сделал, научи и меня этому.
-Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.
-Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.
Мы надеемся, что наши советы помогут вам и вашим детям преодолеть возникшие трудности. Пусть школьная жизнь приносит первоклассникам только радость познания. Любите и уважайте своих детей, радуйтесь вместе с ними их пока еще маленьким достижениям, и тогда впереди вас обязательно будут ждать большие победы!
Режим дня школьника
Для школьника правильно выстроенный режим является необходимостью. Он помогает распланировать свои дни, подстроить работу организма и даже уменьшить стресс. Не думайте, что расписание загонит малыша в определенные рамки, лишив его свободы выбора. Спонтанность – это прекрасно, однако она должна быть дозированной и не отражаться на учебном процессе и жизни в целом. Абсолютно все детские сады и школы работают согласно определенному распорядку, к которому ученик со временем адаптируется. Также просто можно выстроить и его обычный режим дня. В чем же его польза?
- Улучшение работы организма.Приучив ребенка просыпаться в одно и то же время, его организм заранее будет запускать работу мозга, кишечника, опорно-двигательную систему. Это позволяет чувствовать себя отдохнувшим и без особого труда начать новый день. Также принимая пищу по расписанию, у человека начнет вырабатываться в эти часы желудочный сок, кишечник легче и быстрее переварит тяжелые блюда.
- Планирование занятий.Распространенная проблема детей – нехватка часов для всех желаемых занятий. Так после домашней работы может не остаться времени для игр, или посещение кружков вынуждает готовиться к школе допоздна. Составив четкий график, ребенок будет знать, какие часы он может потратить на свой досуг. Ему легче будет ориентироваться во времени.
- Сокращение стрессовых ситуаций. Стресс в школьном возрасте обычно вызывают спонтанные ситуации, к которому ребенок не был готов. Когда жизнь протекает насыщенно и в быстром темпе, человек не в силах запомнить все, что от него требуют за день. От этого он хватается за все и сразу. В результате мы получаем плохо выученный урок, опоздание на занятия, плохой сон. Все это – причина стрессов, которые можно избежать при помощи планирования.
Резкий переход на режим – проблематичная задача, поэтому не удивляйтесь, если ребенок поначалу будет от него отказываться. В этом случае нужно объяснить, почему режим дня облегчит ему жизнь. Лучшим же вариантом будет показать это на собственном примере.
Примерный распорядок дня школьника по часам
Формировать распорядок нужно, учитывая физиологические особенности человека. При пониженном иммунитете или чрезмерной активности малыш может долго просыпаться, кушать. Это лишнее время обязательно нужно учитывать, чтобы после не пришлось делать все второпях. Также имеет значение и досуг: посещение кружков, домашнее рисование или чтение. Все это нужно четко распланировать по часам и только после этого подгонять график. Вот примерный план того, как должно выглядеть расписание школьника.
7.00 – подъём, утренняя зарядка, гигиенические процедуры
7.20 - 7.30 – завтрак.
7.30 - 8.00 – дорога в школу.
8.00-12.30 – занятия в школе.
12.30-13.00 – дорога из школы (совмещаем с прогулкой)
13.30 – обед.
14.00-15.00 – дневной сон.
15.00-17.00 – выполнение домашнего задания.
17.00-18.00 – активная прогулка на свежем воздухе
18.00-19.30 – свободные занятия.
19.30-20.00 – ужин.
20.00-20.30 – приготовление ко сну, ночной сон до 7.00 утра.
Как правило, грамотно организованный день школьника быстро приносит положительные изменения в его настроение, самочувствие и успеваемость!
Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка
Воспитание детей - это сложный, многогранный, ответственный процесс, который объединяет в себе все сферы человеческой жизни. Все, что окружает ребенка в детстве, главным образом влияет на формирование его личности, на успешную дальнейшую адаптацию и социализацию в обществе. Но всегда на первом месте для ребенка останутся самые близкие для него люди - мама, папа, бабушки и дедушки. Это те учителя, которые помогают малышу учиться взаимодействовать в этом мире, дают первые уроки общения. Их пример трудно переоценить, это те крупицы знаний, из которых прорастут умения взаимодействовать, существовать в окружающем его мире. Каким ребенок увидит мир, зависит от взрослых, которые будут рядом с ним, на что будет обращено внимание малыша, какие ценностные ориентиры будут у него - зависит только от матери и отца ребенка. Ведь мы знаем, что самые первые уроки дадут они - его самые близкие люди. Ведь не случайно мы говорим о сильном отставании детей воспитывающихся в детских домах, у которых отсутствуют эти главные уроки жизни.
Действительное стремление к семейному благополучию, семейному счастью находит выражение в создании семейных традиций. Особенная роль в воспитании личности отводится семейным традициям. Традиции - это основа уклада семьи, семьи - дружной крепкой, у которой есть будущее. Традиция переводится как исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, и соответствующие им обычаи, правила, ценности. Именно традиции выступают фактором регуляции жизнедеятельности людей, это основа воспитания детей. Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни – давняя хорошая традиция.
В каждой семье существуют свои семейные традиции. Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей. Так: в одних семьях, заведено - рано просыпаться, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов о пройденном дне. В других семьях принято совместно завтракать, обсуждать планы на предстоящий день, уделяют большое внимание проблемам друг друга.
В каждом доме, за время его существования, складывается свой ритуал, уклад жизни. Дом привыкает к своим жильцам, начинает жить в их ритме. Его энергетическая структура несколько изменяется под влиянием традиций семьи. Ведь, традиции – это не только семейный уклад, но и отношения которые складываются между членами семьи.
Семейные традиции играют большую роль в становлении характера ребенка: поддерживают позитивное отношение к жизни, воспитывают гордость за свою семью, принадлежность к ней, закрепляют чувства малыша к причастности и значимости в совместной деятельности с семьей, а также развивают преемственность поколений. Часто следование традициям помогают нам жить. Какими бы странными они не казались, важно, чтобы они не были громоздкими и надуманными. Пусть они входят в нашу жизнь естественно и легко.
Семейных традиций удивительное множество и разнообразие. Хорошей традицией является празднование дней рождений, причём отмечание должно сводиться не только к поеданию чего-то вкусного, а именно проделыванию чего-то особенного и весёлого. Пусть ребёнок с самого детства чувствует свою значимость для близких, учится принимать гостей и привыкает к традиции отмечать дни рождения.
Ни для кого не секрет, что природа оказывает огромное влияние на развитие личности школьника, семейный отдых на природе дает возможность хорошего общения с ребенком, а прогулки в природу благоприятно влияют на здоровье человека.
Очень хорошо, если в семье есть традиция, если же нет, то можно предложить собирать какие-либо коллекции у себя дома, особенно после посещения музеев. В результате этого у ребенка пробуждается потребность к созидательной деятельности, умение ценить красивое и уважать труд людей.
Одной из значимых традиций семейного воспитания является почитание старшего поколения семьи. Привитие уважения и заботы к своим «корням» - основа формирования патриотического воспитания.
Привлечение детей к совместному труду, тоже является хорошей традицией, которая развивает трудолюбие, коммуникативность и причастие ребенка к общему делу по созданию уюта и комфорта в семье, в доме.
Главное – почувствовать, что это занятие именно «ваше» и приносит удовольствие, радость всем её членам семьи.
Итак, семейные традиции - великолепное средство воспитания подрастающего поколения, передачи опыта, мудрости, формирование нравственной основы, помогающей ребенку войти в социум.
Для заведения семейной традиции учитывайте следующее:
должна быть приятна и приносить удовольствие всем членам семьи;
должна выполняться регулярно, а не от случая к случаю;
должна быть эффектной и эффективной: удивлять, радовать, запоминаться;
должна быть естественной, « не нужно надуманных ритуалов»
формируйте традицию с любовью, для блага, а не для установления жестких воспитательных рамок.
Соблюдение семейных традиций – прямой путь к внутреннему благополучию, к прекрасному душевному и физическому состоянию. Если есть в семье традиции, если всё идёт своим чередом, жизнь течёт неторопливо и размеренно, в ней не случается стрессов, значит человек здоров и счастлив! А что может быть важнее?
Значение примера родителей в воспитании ребенка.
Дети естественным образом наблюдают и повторяют то, что делают другие люди, в особенности их родители. По сути дела, именно сильно развитая способность подражать чужим действиям учит их, как поступать в той или иной ситуации. Дети воспроизводят типы поведения и эмоции, которые видят в повседневной жизни. Для успеха воспитания огромное значение имеет положительный пример. Если родители хотят видеть своих детей наделенными определенными личностными качествами и добродетелями, то самый эффективный путь - развить эти черты в самих себе в качестве образцов для подражания. Дети непроизвольно стараются во всем походить на своих родителей, даже если последние не всегда желали бы этого. Всем нам свойственно ошибаться, но нужно стремиться самим поступать в соответствии с теми принципами, которые мы хотим преподать своим детям.
Если родители хотят видеть своих детей наделенными определенными личностными качествами и добродетелями, то самый эффективный путь - развить эти черты в самих себе в качестве образцов для подражания
Если родители неизменно вежливы и добры по отношению к детям и друг к другу, в любой момент готовы прийти на помощь своим близким, то дети, как правило, учатся вести себя точно так же. Находясь в атмосфере взаимной любви, они учатся любить. Если старшие имеют обыкновение благодарить друг друга и выражать признательность за самые обычные вещи, дети тоже приобретают умение ценить простую доброту и уважение. Всегда внимательно выслушивайте своих детей и помогайте им разрешать возникающие проблемы: этим вы увеличите вероятность того, что и они, в свою очередь, с таким же вниманием и участием отнесутся к вам в тот момент, когда вы будете чем-либо расстроены.
Позволяя себе повышать голос и идти на конфронтацию, вы научите ваших детей вести себя аналогично. Если вы недостаточно терпеливы и постоянно кричите на них, вместо того чтобы общаться уважительно, то они, вероятнее всего, также будут склонны терять терпение и стараться добиться своего при помощи крика, легко проявляя неуважение к окружающим. Конечно, сдерживать свой гнев получается далеко не всегда, но те родители, которые позволяют себе кричать ежедневно или много раз в неделю, добиваются в конечном итоге того, что дети перестают подчиняться окрикам, а вместе с этим перенимают у родителей привычку раздражаться.
Всегда внимательно выслушивайте своих детей и помогайте им разрешать возникающие проблемы: этим вы увеличите вероятность того, что и они, в свою очередь, с таким же вниманием и участием отнесутся к вам в тот момент, когда вы будете чем-либо расстроены
В повседневной жизни родители должны всегда поступать честно, а не только призывать к этому на словах. Привычка говорить неправду с целью избежать неприятностей или сгладить напряженную ситуацию обычно приводит к тому, что дети тоже начинают вести себя нечестно. Попросив своего ребенка сказать кому-либо по телефону, что вас нет дома, вы убеждаете его в том, что лгать не только можно, но и полезно. Будьте щепетильны в отношении денег, никогда не приносите домой вещей, которые вам не принадлежат. Найдя потерянную ценность или любой другой предмет, всегда честно пытайтесь отыскать его владельца. Не нарушайте правил и не жульничайте в играх и состязаниях. Несоблюдение этих простых установок может научить вашего ребенка обманывать и присваивать себе чужое.
Привычка говорить неправду с целью избежать неприятностей или сгладить напряженную ситуацию обычно приводит к тому, что дети тоже начинают вести себя нечестно
Сделайте одним из основных жизненных принципов необходимость всегда держать свое слово и выполнять обещания. Нарушая данное вами слово, вы подаете ребенку пример безответственности и даже непорядочности по отношению к людям. Понятия честности и благородства включают также умение признавать свои ошибки. Просите прощения всякий раз, когда вы проявили излишнюю грубость, чересчур строго выговорили своему ребенку за что-либо, поступили несправедливо или кого-нибудь обидели - ребенок только почувствует к вам уважение и поймет, насколько важно уметь отвечать за каждую свою ошибку.
Каков отец, таков и сын. Притча.
У богатого купца был единственный сын. Жена его умерла, когда мальчику было всего пять лет. Купец стал для него и отцом, и матерью, воспитывая сына с любовью и заботой. Он дал ему хорошее образование и выбрал ему в жёны красивую девушку.
Молодую невестку раздражало присутствие свёкра в доме. Она видела в нём досадную помеху, мешающую им с мужем жить свободно. Она настаивала на том, чтобы муж получил все права на собственность. Муж возражал ей: “Не волнуйся, ведь я единственный сын, и унаследую всю собственность отца”. Но она не могла успокоиться. Изо дня в день она затевала этот разговор, и, в конце концов, сын сказал отцу: “Отец, ты уже в летах. Тебе, должно быть, трудно справляться с делами и заниматься всеми денежными расчётами. Почему бы тебе не передать мне управление торговлей и доходами?” Купец, искушённый в мирских делах, согласился и передал сыну все права на распоряжение собственностью и ключи от сейфа.
Через два месяца невестка решила, что старик должен освободить свою комнату с верандой, так как мешает ей своим кашлем и чиханием. Она сказала мужу: “Дорогой, я скоро должна родить, и считаю, что мы имеем право занять комнату с верандой. Мне кажется, твоему отцу будет удобней жить под навесом на заднем дворе”. Муж очень любил свою жену, и, считая её очень умной, всегда выполнял все её желания. Старика поселили на дворе, и каждый вечер невестка носила ему еду в глиняной миске.
Пришёл день, когда у молодых родился сын. Он рос смышлёным, резвым и ласковым ребёнком. Мальчик очень любил проводить время с дедом, и с большой радостью и удовольствием слушал его смешные истории и прибаутки. Ему не нравилось, как относится его мама к любимому дедушке, но он знал, что у неё непреклонный нрав и отец боится перечить ей.
Как-то раз, насидевшись на коленях у деда, мальчик прибежал в дом и увидел, что родители что-то ищут. После обеда прошло уже больше часа. Он спросил, что они потеряли. Отец ответил: “Да вот, глиняная миска твоего дедушки куда-то запропастилась. Уже поздно, пора бы отнести ему обед. Ты нигде не видел её?” Пятилетний ребенок ответил с лукавой улыбкой: “Так она же у меня! Я взял её, и теперь она надёжно хранится в моём сундуке”. – “Как! Ты положил миску в свой сундук? Зачем? Пойди и принеси её”, – велел отец. Мальчик ответил: “Нет, папа, она нужна мне. Я хочу сохранить её на будущее. Разве она не понадобится мне для того, чтобы носить тебе обед, когда ты станешь стареньким, как дедушка? Вдруг я не смогу достать такую же?” Родители онемели. Они поняли свою ошибку, и им стало стыдно за своё поведение. С тех пор они стали относиться к старику с заботой и уважением.
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
Воспитывая ребенка, старайтесь придерживаться следующих правил:
- Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
- Принимайте ребенка таким, как он есть – со всеми его достоинствами и недостатками.
- Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.
- Старайтесь внушать ребенку веру в себя и свои силы.
- Стремитесь понять своего ребенка, заглянуть в его мысли и чувства, ставьте себя на его место.
- Создайте условия для успеха ребенка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
- Не пытайтесь реализовать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.
- Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
- Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.
- Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.
- Помните, что ответственность за воспитание своего ребенка несете именно ВЫ.
Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться
«Лучшая форма наследства, оставляемая родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание безграничного трудолюбия»,- писал К. Д. Ушинский. Очень часто мы сталкиваемся в реальной жизни с такими ситуациями, когда умные талантливые люди, состоявшиеся в своей профессии, не могут состояться в своем главном умении- умении иметь семью и быть счастливым. Человек, который не умеет трудиться по дому, монотонно выполнять одни и те же обязанности, не спать ночами, качая ребенка- такой человек очень часто становится одиноким. Не обрекаем ли мы собственных детей во взрослой жизни на страдания и одиночество, не приучая их в детстве постоянно трудиться? Домашний труд, домашние повседневные обязанности скучны и весьма обременительны. По статистике социологов, занимающихся проблемами семьи, женщина тратит в неделю на приготовление пищи 12-14 часов, на стирку-6-8 часов, на закупку продуктов-6-8 часов, на уборку квартиры-4-8 часов. Согласитесь, для того чтобы добровольно выполнять такие нагрузки, необходимо большое чувство, умение жертвовать своими желаниями для других людей и просто умение все перечисленные дела делать быстро и качественно. Учим ли мы этому своих мальчиков и девочек, требуем ли мы от них неукоснительного выполнения домашних обязанностей или нас волнуют только их учебные успехи? Давайте обратимся к анализу ответов родителей и детей на вопросы анкет. ( на экране таблица) Каковы же основные педагогические требования к организации труда детей в семье? Родителям не следует приписывать процессу труда только «инструментальный» смысл, то есть видеть в нем лишь средство к достижению какой-то нетрудовой цели («Вот подметешь пол, уберешь со стола, тогда пойдешь гулять»). Конечно, такие мотивировки иной раз тоже нужны, и ребенок должен их освоить. Однако, взрослые слишком часто злоупотребляют применением в воспитании прямолинейных схем типа: «хороший поступок (потрудился)- награда, плохой поступок (отказался)- наказание». В результате своими действиями они отдаляют ребенка от труда, превращая труд лишь в средство на пути к потреблению. Практика показывает, что основной причиной, сдерживающей привлечение детей к труду, является длительная опека. От поиска брошенной, где попало игрушки взрослые переходят к укладыванию портфеля. А воспитание трудолюбия начинать необходимо с самообслуживания: терпеливо приучать ребенка умываться, застегивать пуговицы, складывать свои игрушки, помогать ему, пока не выработается привычка делать это самостоятельно. С возрастом сфера самообслуживания возрастает. Кроме того, необходимо приучать ребенка выполнять любую домашнюю работу, а также к мысли, что любой труд, направленный на пользу,- благороден. Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, родители воспитывают привычку трудиться, заботиться о близких. У ребенка должны быть постоянные обязанности - только при таком условии труд станет воспитательным средством. Постоянные обязанности способствуют воспитанию ответственности. Эффективность воспитания трудолюбия обеспечивается в семьях, где каждый имеет постоянные обязанности. В трудовом воспитании детей важен пример. В семьях, где мать, вернувшись с работы, весь вечер проводит на кухне, а отец смотрит телевизор, сложно добиться успеха. Привычка трудиться закрепляется волевыми усилиями. Важно помочь ребенку научиться различать понятия « можно», «надо», «нельзя». С этой целью необходимо приучать его делать не только то, что в данный момент хочется, а то, что надо. С этой целью необходимо его приучать делать не только то, что в данный момент хочется, а то, что надо. Причем родителям следует проявлять настойчивость до тех пор, пока для ребенка не станет привычкой сначала делать то, что «надо», а потом, что «хочу». Трудолюбие, положительное отношение к труду взаимосвязаны с воспитанием организованности. С детских лет необходимо приучать ребенка планировать и организовывать свой труд, работать собранно, ритмично. Целесообразно определить компоненты организованности. Прежде всего ребенок должен иметь четкое представление о цели деятельности – первый компонент. Следующим является выбор способа деятельности, предполагающий наличие представления о ее условиях. Составление программы действий – третий компонент. После реализации обязательны контроль, оценка и коррекция, то есть проверка качества сделанного и исправление ошибок, если они допущены. Залогом успеха в воспитании трудолюбия является выработка у детей привычки выполнять определенные обязанности без напоминания взрослых. Понимание того, что обязательные, важные для всей семьи дела никто, кроме него, не сделает, способствует осознанию ребенком собственной значимости. Конечно, эта работа должна быть посильна, дети должны видеть результаты своего труда. Долг родителей – помогать, обучать их труду, учитывая личные склонности. Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на «жертву»: всю домашнюю работу берут на себя. И вырастает потребитель, который будет требовать такого же к себе отношения в будущей семье. С другой стороны, родители, которые позволяют своему ребенку стать потребителем, сами – ленивые люди. Ведь прививать своему ребенку трудовые навыки – это тяжкий труд. Надо в начале показать, затем помочь, а потом проконтролировать. Для этого нужно делать усилия над собой, своей волей, своим мозгом; сдерживать себя, проявлять по отношению к ребенку такт и терпение. А это, увы, не так просто. Сегодня не так просто. Проще будет тогда, когда ребенок вырастет и сможет трудиться и в рабочем коллективе, и в своем доме, не испытывая психологического и душевного дискомфорта. В заключении я хочу, чтобы вы подумали, чего вы достигли в развитии трудовых навыков вашего ребенка, и что еще предстоит сделать. Пусть лень обойдет вас и ваших детей стороной.
Полезные советы для родителей по трудовой деятельности
- У каждого ребенка должны быть свои посильные для него обязанности.
- Приучайте ребенка к порядку и бережливости.
- Приучайте ребенка к тому, что каждая вещь, включая игрушки, должна иметь свое место.
- Приучайте ребенка наводить порядок в на столе.
- Добивайтесь, чтобы ребенок выполнял начатую работу до конца: «кончил дело – гуляй смело»
- Никогда не надо делать за ребенком то, что он может сделать сам.
- Не применяйте освобождение ребенка от каких- либо трудовых поручений, обязанностей, как форму поощрения.
- Привлекайте ребенка к посильной работе старшим членам семьи.
- Сломавшуюся вещь следует починить привлекая ребенка (поддержать, принести и т.д.)
- Принимайте участие с ребенком в посадке и высаживании рассады.
- Внимательно оценивайте его работу, поощряйте старания.
- Рассказывайте ребенку о своей работе и товарищах по работе.
- Не наказывайте ребенка за плохую или неправильно сделанную работу. Дайте ему возможность самому исправить допущенные просчеты и ошибки.
Памятка родителям по трудовому воспитанию ребенка в семье
- Приучайте ребенка к систематическому и самостоятельному труду в
ведении домашнего хозяйства.
- Определите для ребенка постоянную трудовую обязанность в ведении
семейного хозяйства.
- Давайте детям посильные задания.
- Вовлекая ребенка в трудовую деятельность, учитывайте возрастные и
психологические особенности ребенка.
- Вырабатывайте у него ответственность за выполненную работу.
- Будьте внимательными к выполнению ребенком поручения, постоянно разъясняйте, показывайте ему, как правильно выполнить работу. Не забывайте, что, прежде всего, нужно научить ребенка делать что-либо аккуратно и ответственно, а затем только требовать выполнения.
- Учите ребенка уважительно относиться к труду взрослых.
- Вызывайте у ребенка чувство удовлетворения за выполняемую работу.
- Не наказывайте детей трудом.
10.Внимательно оценивайте труд детей, поощряйте их трудовые усилия.
11.Чаще рассказывайте детям о своих трудовых успехах.
свернуть