Дорожи своей жизнью! (психолого-педагогическая помощь)

Помоги другу!

(рекомендации подросткам по оказанию помощи сверстнику в кризисной ситуации)
развернуть

Для того чтобы удержать друга или знакомого от крайнего шага, надо немного разбираться в человеческой психологии.

Чтобы ценить жизнь, необходимо знать две основных вещи:

1. Нам нужно, чтобы нас любили.

2. Нам нужно хорошо к себе относиться.

На наше поведение оказывают воздействие два основных принципа:

1. Наше поведение зависит от того, как мы к себе относимся.

2. Поведение каждого человека имеет цель; наши поступки не происходят “просто так”.

Если руководствоваться этими очень важными соображениями и ясно представлять себе их реальный, практический смысл, то можно чуть лучше разобраться, почему некоторые подростки хотят уйти из жизни. Ты увидишь так же, как дружеские забота и ласка умеют обнадёживать, гнать от себя мысли о самоубийстве.

Потребность любви. Для того чтобы ценить себя и свою жизнь, все мы должны ощущать любовь к себе. Потребность любви – это:

– потребность быть любимым;

– потребность любить;

– потребность быть частью чего-то.

Если эти три “потребности” присутствуют в нашей жизни большую часть времени, мы в состоянии справляться с жизнью, решать встающие перед нами проблемы.

Подросткам, которых не любят, которые сами не испытывают симпатии к своим одноклассникам и учителям, которые чувствуют себя чужими и дома, и в школе, и во дворе, справляться с неприятностями гораздо сложнее. Из-за того, что они плохо учатся, не ладят с родителями, друзьями и учителями, их самооценка снижается, они ощущают свою никчемность, одиночество, “невовлеченность”. Отсюда и неспособность решать многие наболевшие проблемы. Оттого, что самооценка их снизилась, даже те проблемы, которые раньше решались легко, теперь становятся для них неразрешимыми.

Самооценка – это то, как ты оцениваешь себя сам.

На чем основывается наша самооценка?

Наша самооценка – это наше самоощущение. То, как мы воспринимаем себя, нашу жизнь, наши чувства по отношению к друзьям – все это воздействует на нашу самооценку.

Наша самооценка – это и то, каким мы представляемся другим. Наша самооценка зависит от того, как к нам относятся наши друзья, учителя, родители или воспитатели, что они о нас говорят.

Подумай, как изменится твоя самооценка в зависимости от следующих обстоятельств:

- твои родители тебя хвалят;

- ты завалил экзамен;

- твои друзья “за тебя горой”;

- учитель физкультуры кричит на тебя;

- ты считаешься самой хорошенькой девушкой в классе;

- кто-то назвал тебя “психом”;

- тебя избрали в совет класса;

- ты подвел приятеля.

Что можно сделать для того, чтобы помочь другу в кризисной ситуации?

  • Будьте рядом, понимайте и помните, что в состоянии стресса или депрессии человеку трудно объективно оценивать ситуацию, не называйте его проблему ерундой.
  • Примите человека как личность, даже если вам кажется глупым то, что человек говорит и делает.
  • Установите заботливые взаимоотношения.
  • Будьте внимательным слушателем.
  • Не спорьте.
  • Задавайте вопросы.
  • Не предлагайте неоправданных утешений.
  • Предложите конструктивные подходы.
  • Вселяйте надежду.
  • Не оставляйте человека одного (наедине со своими мыслями и проблемами)
  • Не стесняйтесь! Обратитесь за помощью к специалистам (психологу, педагогам, врачам, родителям, друзьям).
  • Учитывайте важность сохранения заботы и поддержки.
свернуть

Антистрессовая релаксация

(памятка для учащихся)
развернуть

Известно, что умственное переутомление вреднее физического и чаще наблюдается. Мозг, обладая большими компенсаторными возможностями, способен длительное время работать с перегрузками, не подавая сигнала о переутомлении. Иными словами, утомление мозга мы ощущаем не так просто, как утомление мышц.

Хорошо, конечно, снять напряжение, головную боль переключением на другую деятельность. Например, выйти на свежий воздух, сделать несколько простых дыхательных упражнений.

Упражнения для снятия умственного утомления, усталости

  • Упражнение, снимающее утомление и облегчающее зрение. Смотрите вперед, затем на 3-6 мин. переведите взгляд на точку, расположенную в 20-30 см от глаз. Повторите 8-10 раз.    
  • Сильно сомкните веки, затем на 5-6 сек откройте глаза.
  • Для снятия усталости и повышения работоспособности методом лёгкого надавливания помассируйте следующие места: две точки расположенные по обе стороны ногтевого ложа мизинца (массируйте одновременно в течение 1-3 мин.; рука лежит на столе).
  • Если вы хотите быстро восстановить силы, снять ощущение усталости, проведите тонизирующий массаж подушечками пальцев на задней части головы, под затылочным бугром. Массируйте в положении сидя в течение 1-2 мин.

Чем значительнее умственная нагрузка и чем больше утомление, тем сильнее мышечное напряжение. Зоны повышенного мышечного тонуса обычно локализуются в области мышц шеи и межлопаточных мышц. С помощью массажа можно ослабить мышечный тонус, снять эмоциональное возбуждение.

  • Массаж воротниковой зоны (область задней поверхности шеи, область надплечий).  
  • Повышенная раздражительность. Одна точка находиться на передней поверхности запястья в углублении между сухожилиями, со стороны мизинца, а вторая – в углублении на задней поверхности предплечья, со стороны мизинца. Эти точки можно массажировать одновременно, положить большой палец другой руки на первую точку, указательный – на точку вторую.
свернуть

Как помочь себе во время острого стресса?

(памятка для учащихся)
развернуть
  • В острой стрессовой ситуации лучшим первоначальным приёмом является осознание своего стрессового состояния, мысленное взятие «паузы».
  • Не следует принимать никаких решений.
  • Сосчитай про себя до 10 и только потом вернись к ситуации.
  • Займитесь своим дыханием. Медленно вдохни воздух носом и на некоторое время задержи дыхание. Выдох осуществляется постепенно, так же через нос, сосредоточившись на ощущениях, связанных с твоим дыханием.
  • Если это возможно, слегка смочи виски, лоб, артерии на руках холодной водой.
  • Выпей немного воды.
  • Оглянись вокруг и внимательно осмотри помещение, в котором ты находишься. Обращай внимание на мельчайшие детали. Постарайся полностью сосредоточиться на этой «инвентаризации». Это позволит отвлечься от внутреннего напряжения, снизит тревогу.
  • Если позволяют обстоятельства, покинь помещение, разомнись, подыши свежим воздухом.
свернуть

Что нужно знать педагогам?

(памятка для педагогов и классных руководителей)
развернуть

Обязательно следует обратить внимание на особенности поведения подростков:

  • Возбужденное, «вызывающее» поведение, внешне похожее на подъем, но с элементами суеты и спешки
  • Внезапные приступы внешне немотивированной агрессии по отношению к сверстникам и близким
  • Депрессия, апатия, безмолвие, стремление к уединению, частый уход от своих обязанностей, бессмысленное проведение времени с оцепенением и сонливостью
  • Выраженное чувство собственной несостоятельности, вины, стыда за себя и свой поступок
  • Отчётливая неуверенность в себе, ощущение собственной беспомощности, бесполезности, безнадежности («Никому я не нужен», «Всем будет лучше без меня»)
  • Безразличие к внешнему виду, небрежность в одежде
  • Раздаривание ценных вещей или денег

Внешние обстоятельства, провоцирующие подростка:

  • Безнадзорность, отсутствие значимого взрослого в жизни ребенка
  • Неблагоприятное положение ребенка в семье: отвержение или назойливая опека взрослых; жестокость , критика любых поступков
  • Отсутствие близких друзей, отвержение в классе или внешкольных коллективах
  • Серия отдельных неудач в учебе, внешкольных занятиях: творчестве, спорте
  • Неразделенная любовь, ревность, измена, беременность у девочек

Что нужно делать?

Если вы классный руководитель и отметили у себя в классе подростка, который вызывает у вас тревогу, то для начала следует выполнить ряд действий:

  • Крайне осторожно поговорить с друзьями, одноклассниками, не раскрывая цели разговора и не показывая явного интереса к его поведению
  • Поговорить с другими учителями школы, работающими в данном классе: не замечали ли они особенностей в поведении подростка
  • Найдите нейтральный повод, чтобы побывать в семье подростка, поговорить с родителями, близкими, оценить состояние семейной атмосферы и наличие конфликтов
  • Если подросток посещает секцию, кружок, пообщайтесь с руководителем. Обсудите успехи и проблемы поведения
  • Проведите классный час или иное мероприятие, на котором поговорите на тему будущего, жизненных планах, профориентации; отношения к компьютерным играм. В ходе беседы оцените реакцию подростка, вызвавшего у вас подозрение
  • Поговорите с самим подростком, найдя нейтральный повод для беседы. Например, о результатах учебы по какому-то предмету, постепенно перейдя в разговоре на наличие у него каких-то проблем

Все действия необходимо проводить крайне осторожно, поскольку публичное озвучивание своих подозрений может нанести вред: если подозрения обоснованные, то они могут спровоцировать совершение суицида. А если необоснованные, то вызвать нежелательные разговоры, способные навредить вам и подростку.

Что делать, если подозрения укрепились?

Если вы классный руководитель и подозрения ваши укрепились, то не следует проблему пытаться решить самому. О своих тревогах необходимо сообщить директору школы и привлечь педагога-психолога к принятию срочных мер.

Уважаемые учителя!

Помните, что от ваших действий может зависеть жизнь подростка! Ваши отзывчивость и оперативность помогут вовремя предотвратить трагедию в классе и в семье!

свернуть

Дорожи своей жизнью

развернуть

Многие думают, что когда у них будет много денег и все прелести жизни, они станут счастливыми. Они не ценят то, что им дано сегодня и сейчас. Научитесь радоваться каждой минуте своей жизни, полюбите окружающих Вас людей, благодарите за то, что у Вас уже есть и тогда к Вам придет то, чего Вы хотите.

Нужно научиться в любой неприятной ситуации находить все то, что дает тебе силы в жизни. Измени свое отношение к любой проблеме. Если уже что-то случилось, не нужно переживать, а лучше подумать, как решить проблему, ты можешь обратиться за помощью к близким людям: маме, папе, учителям.

Трудности в жизни есть всегда и у каждого. Преодолевая их, мы становимся сильнее. Измени свое отношение к проблемам, и они все реже будут приходить к тебе. Порой человек переживает сильные неудачи. Самое главное - не замыкаться на проблеме, мучающей тебя. Вспомни, какое занятие приносит тебе хорошее настроение и попробуй отвлечься. Занимаясь любимым делом, ты постепенно забудешь о неудачах, из-за которых так страдаешь. Постарайся проводить больше времени с близкими людьми.

Когда ничего не ладится, махнув на все рукой, хочется сказать: "Все пропало! Я уже ничего не могу сделать!". Борись до конца, сделай все возможное и невозможное, для того чтобы преодолеть любые жизненные ситуации, упорство всегда приносит победу.

  • Научись сполна наслаждаться минутами жизни. Когда ты думаешь о чем-то плохом, сядь удобно, расслабься, закрой глаза и скажи себе: "Меня ничего не беспокоит. У меня все в порядке".
  • Учись на любую ситуацию смотреть с юмором, а для этого посмотри на себя со стороны. В любой ситуации в жизни можно найти что-то хорошее и смешное.
  • Смотри на то, что с тобой происходит не с плохой стороны: «У меня все плохо», а с хорошей (например, если тебя облили супом, это плохо, но зато ты постирал одежду).
  • Не надо вспоминать прошлое. Прошедшие беды бессильны, они уже не могут обидеть тебя, забывай обиды и поражения, не вспоминай о том, чего уже не вернуть.
  • В самые трудные минуты нужно держать себя в руках. Думать о тех, кто тебя окружает, о своих родных. Самые плохие времена все равно проходят. И всегда находится решение любой проблемы. А жизнь только одна.
  • Мы не имеем права уходить из жизни сами. Свою жизнь надо любить и дорожить ею. Потому что нет на земле ни одного точно такого же человека как ты.
  • Радуйся жизни, небу, солнцу, облакам, улыбкам и радуге на небе.

Помни, что рядом есть всегда люди, готовые тебе помочь!

свернуть
поделиться в: