Преемственность дошкольного и начального образования

 

Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей, воспитателей детского сада и учителей.

На базе ГУО "Клецкая средняя школа №3" открыто объединение по интересам «Готовимся к школе».

Взаимодействие с учреждением дошкольного образования

развернуть

Мероприятия

Сроки выполнения

Ответственный (исполнитель)

Выступление на совещании при директоре «Адаптации учащихся 1-х классов»

Ноябрь

2023

Крепчук М.А., заместитель директора по учебной работе

Определение по микрорайону контингента детей шестилетнего возраста, не поступивших в учреждение общего среднего образования

Сентябрь

2023

Крепчук М.А., заместитель директора по учебной работе

Проведение экскурсий для воспитанников старших групп в школу «В гости к первоклассникам»

Ноябрь

2023

Крепчук М.А., заместитель директора по учебной работе.

Спортивная встреча первоклассников и воспитанников старшего дошкольного возраста «Стартуем вместе»

Март

2023

Крикало Н.А., педагог-организатор

Проведение экскурсий  на спортивную площадку для воспитанников старших групп

Май

2023

Крепчук М.А., заместитель директора по учебной работе

Проведение акции «Школа – детскому саду:новогодний сувенир»

Декабрь

2023

Крикало Н.А., педагог-организатор

Участие в  родительском собрании «Скоро в школу»

Март

2023

Крепчук М.А., заместитель директора по учебной работе;

Лукьянчик Светлана Владимировна, заместитель заведующего по основной деятельности

Проведение мероприятий – устный журнал  для родителей «Готовим ребенка к школе»

Март

2024

Крепчук М.А., заместитель директора по учебной работе;

Лукьянчик Светлана Владимировна, заместитель заведующего по основной деятельности

Организация совместных выставок детского творчества:

«Азбука безопасности»

«Беларусь – мой дом»

 

Декабрь

2023

Март

2024

 

Крепчук М.А., заместитель директора по учебной работе;

Лукьянчик Светлана Владимировна, заместитель заведующего по основной деятельности

Взаимопосещения уроков в 1 классах и занятий в старших группах учреждения дошкольного образования

Май

2023

Учителя начальных классов , воспитатели старших групп

Посещение занятий в старших группах учреждения дошкольного образования

Ноябрь

2023

Учителя начальных классов

свернуть

Нормативные правовые документы по обеспечению преемственности дошкольного и общего среднего образования

развернуть
  1. Кодекс Республики Беларусь Об образовании (в ред. закона РБ от 14.01.2022 №154-З)
  2. Приказ Министерства образования Республики Беларуси о преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях: организационный, содержательный и образовательно-технологический аспекты 08.07.2014 № 612.
  3. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 декабря 2011 г. № 150 «Об утверждении Положения об учреждении дошкольного образования и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь».
  4. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15 августа 2019 г. № 137 «Об утверждении образовательного стандарта дошкольного образования».
  5. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 сентября 2007 г. № 50«Об утверждении перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования».
  6. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.2013 № 8 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов».
  7. Положение об учреждении общего среднего образования (в редакции постановлений Министерства образования Республики Беларусь от 04.02.2014 № 9, от 10.04.2014 № 38, от 27.11.2017 № 148, от 03.03.2018 № 10, от 02.12.2019 № 180, от 06.08.2020 № 214).
  8. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 26.12.2018 № 125 «Об утверждении образовательных стандартов общего среднего образования».
  9. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь 27 декабря 2012 г. № 206 «Об утверждении санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования» и утративших силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» (в ред. постановлений Минздрава от 29.07.2014 № 63, от 25.11.2014 № 78, от 17.05.2017 № 35, от 03.05.2018 № 39).
  10. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.08.2019 № 137 «Специфические санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации учреждений образования».
  11. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь 10 апреля 2020 г. № 37 «Об изменении постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.12.2012 № 217».
  12. «Временные рекомендации по организации образовательного процесса в условиях распространения COVID-19 (действуют сентябрь-октябрь 2021 года)», разработанные Министерством здравоохранения Республики Беларусь совместно с Министерством образования и Республиканским центром по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения.
свернуть

Консультация для родителей «Актуальные проблемы первоклассников в школе»

развернуть

Консультация для родителей

«Актуальные проблемы первоклассников в школе»

 

 

Цель: сформировать у родителей первоклассников представления о периоде адаптации к школьному обучению, проанализировать в совместной деятельности возможные трудности адаптации и пути их профилактики.

Задачи:

  • Создание представлений о понятиях готовность к школьному обучению, адаптация
  • Проанализировать структуру готовности к школе, найти элементы требующие особого внимания
  • Создание условий для анализа родителями адаптационных трудностей и путей их профилактики

 Вступительное слово: «Вы и Ваш ребенок долго ждете этого дня, как праздника, готовитесь, покупаете нарядный костюм и школьные принадлежности. Вы ждете от школы только добрых впечатлений, новых знаний и друзей для Вашего ребенка… Но он, почему то, не разделяет Вашей радости. Приходит из школы гнусным, падает без сил, мало рассказывает о школе, капризничает или вовсе отказывается идти в школу. Любой из этих признаков достоин родительского волнения. Но что же происходит?

Сегодня мы вместе постараемся ответить на этот вопрос и не только. Мы постараемся разобраться в таких понятиях как готовность к школе и школьная адаптация. Определим «маячки» опасности и способы их предотвращения.»

Мини лекция «Готовность к обучению в школе ее структура»

Как вы думаете что такое готовность? (отвечают родители)

Да вы правы готовность это полное или частичное соответствие возможностей человека и требований той среды в которую он попадает. Говоря о «готовности к школе» специалисты, чаще всего, имеют ввиду уровень сформированности различных сфер психической деятельности.

В соответствии с этими сферами выделяют структурные компоненты готовности к обучению.

 

Однако возникает ряд вопросов. Что в первую оче­редь необходимо развивать у будущего первоклассника? На что надо обращать внимание и учителю, и родителям, готовя ребенка к школе?

Обсуждение структурных компонентов готовности к школе, определение приоритетных направлений работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья

Трудно дать однозначный ответ на поставленные вопросы. Некоторые педагоги и родители считают, что прежде всего надо развивать познавательную сферу, то есть память, внимание, мышление. Другие признают доминирование волевой сферы, обращая основное вни­мание на развитие у будущего первоклассника таких во­левых качеств, как самостоятельность, организован­ность, инициативность и др. А зачастую многие взрослые стремятся дать ребенку ту базу, которая, на их взгляд, может стать трамплином для успешного обучения в шко­ле: учат их писать, читать, считать.

Исходя из особенностей психофизиологического развития умственно отсталых детей, говорить о доминировании в структуре готовности к школе познавательного компонента нецелесообразно. Учащиеся с нарушением интеллекта приходят в школу познавательно неготовые, формирование познавательной сферы происходит на протяжении всего периода обучения.

Поэтому особое внимание следует уделить волевому, эмоциональному и мотивационному компоненту готовности к школе.

Эмоциональная сфера

Эмоции и чувства — это переживание человеком сво­его отношения к людям, к поступкам и явлениям. Какие чувства и переживания возникнут у ребенка по отношению к школе, зависит прежде всего от настроя и эмоциональной подготовки школьников со стороны взрослых. Все родители стараются создать положительный настрой у своих детей.

Однако практика показыва­ет, что многие дети старшего дошкольного возраста ис­пытывают лишь негативные эмоции по отношению к грядущему обучению в школе. В чем причина?

Во-первых, родители, занимаясь с ребенком, не все­гда могут правильно выбрать темп, объем работы, и тог­да малыш, переутомившись, боится предстоящей нагруз­ки и, как следствие, отказывается заниматься.

Во-вторых, во многих семьях разговоры о предстоя­щем обучении ведутся чуть ли не ежедневно в течение всего предшкольного года, что вызывает у ребенка тре­вогу и неуверенность в своих силах.

В-третьих, зачастую родители, отчаявшись сделать из своего непоседы прилежного и послушного, удобного для них будущего школьника, сами провоцируют нега­тивное отношение не только к школе, но и к учителю. Некоторые из них заявляют: «Ничего, скоро в школу пойдешь — там тебе покажут. Попробуй там сказать, что не хочешь читать, — сразу двойку получишь».

В-четвертых, некоторые родители, увлекаясь и идя на поводу у маленького ученика, формируют у него непра­вильное отношение к школьной оценке. Дошкольники, стремясь стать «большими», требуют взрослых ставить за выполненные задания «пятерки» и «четверки». В школе они сталкиваются с другой ситуацией — оценки могут быть и плохими — и разочаровываются в учебе.

В-пятых, многие родители игнорируют тот факт, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возра­ста является игра, и резко меняют игровую деятельность на учебную. Ребенок, не готовый к такой перемене, час­то бунтует или, напротив, демонстрирует равнодушие к занятиям.

Чтобы избежать подобных ошибок, взрослые, окру­жающие дошкольника, должны заботиться о его эмоци­ональном состоянии. Конечно, невозможно избежать не­гативных эмоций в нашей жизни, да и ни к чему. Лучше научить малыша понимать собственные чувства и эмо­ции, выражать их словами и уметь принимать не только победы, но и поражения.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

  1. Попросите ребенка рассказать о том, что он чув­ствовал, когда вы пришли за ним в детский сад раньше (позже), чем обещали.
  2. Спросите ребенка, что, по его мнению, чувство­ вал его друг, когда ему подарили книжку.
  3. Рассматривая вместе с ребенком журнал, газету, обратите его внимание на изображения людей и спросите, какое настроение у человека на фото­графии. Пусть ребенок подумает, какие события вызвали у него те или иные эмоции.
  4. Читая ребенку книгу, прервите чтение, спросите, что могли чувствовать герои рассказа, сказки в конкретный момент. Например, что чувствовал Буратино, когда Мальвина заперла его в чулане. И неожиданный вопрос: «А что чувствовала Маль­вина, когда наказала таким образом деревянно­го мальчика?». Уверяем вас, в ответах на подобные вопросы вы услышите много полезного и любопытного для себя.
  5. Потренируйтесь по очереди с ребенком в спосо­бах проявления различных эмоций (удивление, страх, гнев и др.) Спросите, как можно выразить, например, радость: только ли смехом и улыбкой? Пусть ребенок попробует объяснить, чем сопро­вождается каждая эмоция — жесты, мимика, поза, интонация голоса и т. д.

Волевая сфера

Любые действия человека носят произвольный или непроизвольный характер. Произвольные действия осу­ществляются под контролем сознания, они требуют оп­ределенных усилий, направленных на достижение по­ставленной цели. Непроизвольное поведение предста­вляет собой импульсивные и неосознанные действия, ко­торые не направлены на достижение цели.

Главная функция воли — сознательная регуляция поведения и деятельности человека, выраженная в уме­нии преодолевать внутренние и внешние препятствия, стоящие на пути к цели.

Волевые качества, необходимые школьнику, — це­леустремленность, инициативность, самостоятельность, решительность и др. — являются предпосылкой форми­рования дисциплинированности, способности регулиро­вать и соотносить свои желания с условиями жизни. Ре­бенку, у которого не развиты волевые качества, трудно усидеть на уроке в течение 45 минут, не выкрикивать с места ответ на вопрос учителя, выполнять домашнее за­дание. Вот почему, готовя ребенка к школе, так необхо­димо уделять внимание не только и не столько формиро­ванию навыков чтения, письма и счета, сколько формированию волевых качеств.

Однако, воспитывая в ребенке самостоятельность, организованность, очень важно учитывать его возмож­ности, возрастные и индивидуальные особенности. При несоответствии требований, предъявляемых к ребенку, его возможностям могут возникнуть проблемы во взаи­моотношениях между ребенком и взрослым, а в отдель­ных случаях — психосоматические проблемы

  1. Договоритесь с ребенком заранее, о том, что если вы произнесете, например, слово «барбарис» (или любое другое), он должен немедленно заме­реть, что бы ни делал в этот момент.
  2. Обращайте внимание ребенка на обязательность точного выполнения инструкций как в игре, так и в жизни.
  3. Если вы хотите, чтобы ребенок привык самостоя­тельно выполнять ваши поручения, ежедневно утром (или с вечера) готовьте вместе с ним спи­сок дел на весь день. Если ребенок пока еще не умеет читать, список может быть составлен с по­мощью рисунков.
  4. Можно поиграть с ребенком в молчанку: в тече­ние 2-3 минут предложите ему не разговаривать.
  5. Игра «Да и нет не говорите» — отличный способ развития волевых качеств ребенка.

Мотивационная сфера

Давайте представим себе мотивационную сферу ре­бенка в виде дерева, у которого есть ствол, ветви и, ко­нечно, корни, уходящие в землю и невидимые нами. Нас радуют послушные дети, которые хорошо учатся, любят школу и своих учителей. Интересные книжки, общение с товарищами, оценки, система наград и наказаний — это те стимулы, которые создают видимую часть этого дерева, называемую внешняя мотивация. Но «под зем­лей» находится внутренняя мотивация, которая руково­дит действиями ребенка, побуждая его узнавать новое, применять эти новые знания на практике и, наконец, просто любить учиться. Что же происходит во внутрен­нем мотивационном диалоге, который непрестанно ведут в человеке «хочу» и «надо»? Например, очень хочется посмотреть мультфильмы по телевизору, поиграть на компьютере или просто погулять, но надо написать две строчки в прописи, выучить состав числа «пять», почи­тать. Что победит: «хочу» или «надо»? И это «надо» бу­дет исходить от взрослого (родителя, учителя), и ребе­нок ему подчинится или оно станет внутренней потребностью маленького, а затем и большого ученика? Уже в четыре года ребенок начинает осознавать свои желания и потребности, они неоднозначны по степени своей важности для малыша. Появляются устойчивые интересы и предпочтения. По словам Е. П. Ильина [2003], у ребенка складывается индивидуальная мотивационная система.

Итак, мы на пороге первого класса. Каковы же ос­новные мотивы посещения школы у шести-семилетних детей (не будем путать их с мотивами обучения, то есть получения новых знаний)?

Я пойду в школу, потому что (мотив посещения шко­лы):

  • «буду как мои друзья-школьники»;
  • «хочу в школу, потому что там все большие, а в детском саду маленькие»;
  • « буду там играть с мальчишками и девчонками »;
  • «мне купят рюкзак, новые карандаши, пенал и красивые тетради»;
  • «пойду в школу, потому, что мама так сказала».
  • Я люблю учиться, потому что (мотив обучения):
  • « мне нравится узнавать новое »;
  • « учительница интересно рассказывает »;
  • «люблю получать хорошие оценки»;
  • «когда я хорошо учусь, меня хвалят мама и папа (за плохие — соответственно ругают)»;
  • «если я буду хорошо учиться, то мне купят новый компьютер и подарят собаку».

Как правило, различные комбинации данных моти­вов (внешних и внутренних) создают общий мотивационный фон посещения школы и получения новых зна­ний. В течение учебного года одни из них становятся слабее, другие сильнее. И как результат — ребенок с ра­достью бежит в школу или, наоборот, ищет причину ос­таться дома.

ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

Необходимо время для того, чтобы организм маленького ученика привык к измене­нию ритма жизни, к смене основной деятельности (иг­ровой на учебную), ограничению двигательной активно­сти. Изменяется и характер взаимоотношений ребенка с окружающими его взрослыми и детьми. Возникает не­обходимость соблюдать школьный распорядок и дисцип­лину. Приспособление организма ребенка к изменив­шимся условиям происходит постепенно. Потребуется не день и даже не неделя для адаптации маленького учени­ка к школе. И родители и учителя могут оказать ребен­ку помощь в привыкании к новому ритму и правилам школьной жизни.

Существуют понятия физиологической и социаль­ной адаптации ребенка к школе.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ

Период физиологической адаптации составляет око­ло пяти-шести недель, то есть продолжается до 10-15 ок­тября.

Особенно трудны для организма ребенка первые две-три учебные недели, они характеризуются значительным напряжением практически всех систем организма. Если выбранная родителями программа обучения не соответ­ствует возрастному развитию ребенка, его физическим и интеллектуальным возможностям, то уже в первые неде­ли обучения можно наблюдать резкое падение учебной ак­тивности и снижение работоспособности первоклассника. Данную фазу физиологической адаптации М. М. Безруких называет этапом «физиологической бури».

Прошло пять-шесть недель обучения, и только теперь снижается напряжение центральной нервной системы, сердечно-сосудистой системы организма ребенка, стано­вятся более стабильными показатели учебной работоспо­собности. Однако общее состояние организма маленького ученика зависит от того, с каким «букетом» соматических проблем он появился на пороге школы. Легче адаптиру­ются к умственной и физической нагрузкам здоровые дети с гармоничным физическим развитием.

СИМПТОМЫ ДЕЗАДАПТАЦИИ.

Это могут быть двигательное возбуждение или затормо­женность, частая смена настроения, плаксивость, раз­дражительность, нежелание идти в школу или ложить­ся спать, жалобы на головную боль, нарушение сна, провокационное поведение (непослушание, агрессивные вспышки). Если вас беспокоят такие проявления в пове­дении ребенка уже в первые месяцы обучения в школе, лучше обратиться к врачу, а при необходимости и к школьному психологу. Попросите совета у «старших» родителей, чьи дети уже закончили первый класс. По­могите своему ребенку и себе избежать ненужных про­блем. Обязательно задайте специалисту все интересую­щие вас вопросы.

Внимательно наблюдайте за здоровьем ребенка в те­чение всего периода обучения в первом классе.

СОЦИАЛЬНАЯ

Начало учебы в школе — это не только уроки (где, несомненно, важен личный контакт ребенка с учителем), но и перемены, а значит, общение и дружба с детьми, ко­торые учатся вместе с вашим ребенком. У многих детей на момент поступления в первый класс уже сформиро­вана внутренняя социальная позиция: «Я — школьник»Осознание этой позиции помогает ребенку принять тре­бования учителя, правила школьной дисциплины, рас­порядок дня и новые взаимоотношения со сверстника­ми. По данным М. М. Безруких, по характеру адаптации к школе выделяют три группы детей: с легкой адаптаци­ей (происходит в течение первой четверти), адаптацией средней тяжести (в течение первого полугодия) и тяже­лой адаптацией (возможны нарушения в состоянии здо­ровья и социальная дезадаптация, усиливающиеся к концу учебного года).

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:

  1. Прежде всего оказывать поддержку ребенку в его де­лах, вселять в него уверенность, что вы верите в него, в его силы, а при необходимости всегда приде­те на помощь.
  2. Выслушивайте все рассказы ребенка о школе, а если он не рассказывает сам или рассказывает мало — рас­спрашивайте его. Если ему трудно выделить главное (чем стоит поделиться с вами), задавайте конкретные вопросы, на которые легче ответить. Обсуждайте школьные дела ребенка и свои рабочие проблемы со всей семьей, например за ежедневным вечерним чаем.
  3. Не сводите беседу к примитивным вопросам, каса­ющимся питания, количества уроков. Постарайтесь выяснить, с кем ребенок играл и в какие игры, как провел перемену, что за день ему больше всего по­нравилось, что вызвало переживания.
  4. Приобщать ребенка к самостоятельности постепен­но, не обрушивая на него непосильную нагрузку.
  5. Если ребенок пока еще не в состоянии выполнять уроки сам, постарайтесь, чтобы необходимая ему помощь с каждым разом становилась все менее су­щественной.
  6. Поощряйте любые попытки ребенка проявить само­стоятельность, рассказывайте о таких его действи­ях членам семьи.
  7. Соблюдайте режим дня. Если необходимо — выде­лите время для дневного сна или хотя бы пассивно­го отдыха. После школы желательна прогулка, и только после нее можно приступать к урокам.
  8. Помогите организовать пространство и время, осо­бенно при выполнении домашних заданий. Выясни­те, когда у ребенка высокая работоспособность, и в соответствии с этим определите благоприятные пе­риоды для выполнения домашнего задания.
  9. Помогите ребенку определить удобные для него спо­собы выполнения различных заданий, научите ис­пользовать их как дома, так и в классе.
  10. Постарайтесь в первые минуты встречи не спраши­вать ребенка, какие оценки он получил в школе. Иначе он может подумать, что главное для вас — не он сам, а его успехи.
  11. Постарайтесь спокойно относиться к «плохим» оценкам (вернее, к тем, которые не нравятся вам), не упрекайте ребенка, не заставляйте его в наказа­ние дополнительно заниматься.
  12. Следите за состоянием здоровья ребенка. Если на­ лицо признаки утомления и даже переутомления, постарайтесь уменьшить нагрузку, а в сложных слу­чаях — обратитесь к врачу.
  13. Перед сном не устраивайте шумных игр, серьезных разговоров, не наказывайте ребенка. Лучше поси­дите с ним, почитайте вслух, выразите надежду на то, что завтрашний день принесет удачу вам и ва­шему ребенку!

 

свернуть

Советы родителям будущих первоклассников

развернуть

Совет 1. Помните, что вы выбираете школу не для себя, а для вашего ребенка, поэтому попробуйте учесть все факторы, которые могут осложнить его обучение.

Совет 2. Обязательно познакомьтесь со школой, условиями обучения, педагогами.

Совет 3. Выясните, по какой программе будет учиться ваш ребенок, какая будет у него нагрузка (сколько уроков в день, есть ли дополнительные занятия).

Совет 4. Узнайте, когда начинаются занятия, и рассчитайте, сколько времени необходимо на дорогу в школу. Добавьте еще час на утренние процедуры и завтрак - не придется ли вставать слишком рано?

Совет 5. Постарайтесь познакомиться и побеседовать с будущей учительницей вашего ребенка. Подумайте, сможет ли она учесть его особенности (захочет ли).

Совет 6. Уточните, в какое время ребенок будет возвращаться домой из школы. Это необходимо, если вы планируете какие-либо дополнительные занятия (секции, музыкальная школа, кружки).

Совет 7. Подготовьте место для занятий ребенка дома.

Совет 8. Не настраивайте ребенка только на успех, но и не запугивайте неудачами.

Совет 9. Помните, что адаптация к школе не простой процесс и происходит совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо, если в этот период привыкания к школе кто-то из взрослых будет рядом с ребенком.

Совет 10. Не относитесь к первым неудачам ребенка как к краху всех ваших надежд. Помните: ему очень необходима ваша вера в него, умная помощь и поддержка.

 

свернуть

ОТВЕТЫ НА ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

развернуть

 

Вопрос 1. Возраст поступления ребенка в первый класс?

В соответствии со статьей 159 Кодекса Республики Беларусь об образовании в I класс принимаются лица, которым на 1 сентября соответствующего учебного года исполняется шесть и более лет. По желанию одного из законных представителей ребенка допускается прием в I класс лица, которому шесть лет исполнится в период с 1 по 30 сентября соответствующего учебного года. Вопрос 2. Какие документы необходимы при поступлении ребенка в первый класс?

Для приема детей в первый класс учреждения общего среднего образования законные представители в период с 2 июня по 28 августа подают следующие документы:

- заявление на имя руководителя учреждения общего среднего образования;

- медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка.

 

Вопрос 3. Правомерно ли проведение в школах тестирования детей, поступающих в первый класс?

Прием детей в учреждения общего среднего образования осуществляется без вступительных испытаний

 

Вопрос 4. Обязательно ли присутствие ребенка при подаче документов в школу?

Не обязательно

 

Вопрос 5. Первые классы – это классы школы или группы дошкольного учреждения?

Первые классы это классы учреждения общего среднего образования. По решению местных исполнительных и распорядительных органов власти они могут размещаться как на базе школы, так и на базе дошкольных учреждений. Если первые классы размещаются в школе, то для них создаются все необходимые условия для организации образовательного процесса детей шестилетнего возраста, включая сон, питание, прогулку и т.д. Если первые классы размещаются на базе дошкольных учреждений, то образовательный процесс в первую половину дня осуществляет учитель школы, остальное время с учащимися работают педагогические работники дошкольного учреждения. Учащиеся первых классов в данном случае входят в состав детского коллектива дошкольного учреждения. Их режим дня является составной частью общего режима дня дошкольного учреждения. В период каникул, в том числе дополнительных в течение учебного года и летних, учащиеся первых классов могут посещать дошкольное учреждение на общих основаниях. Вопрос 6. Чем отличается организация обучения детей в первых классах от других классов начальной школы?

С целью обеспечения плавного перехода из дошкольного учреждения в школу, учебным планом в первом классе предусмотрено на протяжении сентября месяца проведение учебных занятий по программе «Введение в школьную жизнь». В течение этого периода не проводятся учебные занятия по математике, чтению, письму. Учитель проводит с детьми экскурсии, целевые прогулки, физкультурные занятия, развивающие игры, учит детей, как вести себя в коллективе, изучает готовность каждого к школьному обучению, оказывает помощь школьникам в усвоении правил и форм поведения во время учебных занятий, в умении понимать содержание задаваемых учителем вопросов, в организации своей деятельности.

Вопрос 7. Как же оцениваются результаты обучения первоклассников?

В классе, где обучаются шестилетние дети, исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, солнышки, цветочки и т.д.). Допускается лишь словесная оценка. Кроме того, нельзя при неверном ответе ученика говорить: «не старался», «не думал», «неверно», лучше учителю в школе, а родителям дома обходиться репликами «давай послушаем других», «это твое мнение», «ты так думаешь» и т. д.

Вопрос 8. Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к школьной жизни?

 Успехи шестилетнего ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней, а также, и это важнее всего, отношением родителей и учителя к новой деятельности в жизни ребенка. адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья.

Вопрос 9. Чем заниматься с ребенком, чтобы он оказался готовым к школе?

 Во-первых, надо помнить, что готовность к школе - это сложный комплекс определенных психофизиологических состояний, умений, навыков и здоровья ребенка. Искусственно форсировать эту готовность нельзя. Однако необходимо и можно помогать ребенку подготовиться к школьной жизни.В настоящее время 92% детей пятилетнего возраста готовятся к школьной жизни в учреждениях дошкольного образования. Их деятельность в учреждении дошкольного образования регламентируется государственной программой «Пралеска». Те, кто не посещает учреждения дошкольного образования, в обязательном порядке должны пройти эту подготовку, чтобы иметь одинаковые стартовые возможности, через разные формы организации работы в учреждении дошкольного образования, школе.

 

Вопрос 10. И все-таки. Обязательно ли ребенок должен уметь читать, писать, считать до школы?

Многие родители ограничиваются тем, что пытаются научить ребенка чтению, письму и счету. Следует помнить, что пятилетний малыш не может еще серьезно заниматься, и совершенно недопустимо, чтобы подобные «уроки» сопровождались скандалами, криками и слезами. Подготовленный таким образом ребенок первое время действительно хорошо успевает, но постепенно «домашний запас» кончается, учиться становится все труднее. Он не умеет быть внимательным в течение всего учебного занятия, не радуется собственным успехам, в школу ходит без всякого удовольствия.

свернуть